Added by on 2014-10-06

1.1. Виды и организация контроля в банках

Особенность функционирования финансовой системы в рыночной экономике определяет необходимость надзора и организации контроля за деятельностью коммерческих банков. Финансовая система делает жизненно ключевую роль посредника, накапливая предприятий частных и сбережения лиц и предоставляя их вторым физическим и юридическим лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные финансовые средства для самоё эффективного и производительного применения. Потому, что банки являются наиболее значимыми элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует контроля и постоянного надзора за их работой.

Возможно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: национальный, ведомственный и свободный контроль.

Госконтроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей совокупностью банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центробанка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центробанка страны. Задачи, границы и цели ведомственного контроля выяснены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Свободный контроль — это контроль, осуществляемый свободными вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими компаниями.

Правовые базы надзора и организации контроля выяснены законами РФ О Центральном банке РФ и О банковской деятельности и банках в РФ. Закон о Центральном банке РФ предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических контроля и нормативов за верным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять диагностику делаемых банками операций, поручать проведение таких испытаний аудиторским организациям.

В Законе о банковской деятельности и банках в РФ указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается необходимая ежегодная аудиторская проверка. Так, законы, регламентирующие деятельность Центробанка и коммерческих банков, выяснили органы надзора и необходимый свободный контроль за деятельностью банков.

Правовые базы осуществления аудиторской деятельности как свободного вневедомственного контроля выяснены Указом Президента РФ Об аудиторской деятельности в РФ от 22 декабря 1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ, на базе которых Положение об аудиторской деятельности в банковской совокупности РФ от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с новыми нормативными актами.

Коммерческие банки для обеспечения качества и повышения надёжности работы организуют и реализовывают внутрибанковский контроль либо внутренний аудит.   Внутренний  аудит  возможно  разглядывать  как совокупность мер безопасности банка для обеспечения защиты заинтересованностей вкладчиков, достижения и сохранения конкретных результатов в деятельности банка.

Он включает совокупность замыслов банка, процедур и методов, используемых в него для защиты активов, повышения прибыли, обеспечения четкого исполнения указаний управления банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется начальнику банка. Задачи внутреннего аудита смогут быть разнообразными и включают диагностику: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по внутрибанковским счётам и счётам клиентов; наличия материальных сокровищ в натуре и т. д.

При проведении внешнего аудита в обязательном порядке определяется наличие совокупности эффективности и внутреннего контроля ее функционирования. Особой проверки совокупности внутреннего аудита не проводится, но на протяжении работы внешних аудиторов скоро выявляется уровень контроля и учёта в коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную связь, которая обусловлена единством задач и целей — обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и финансовой системы в целом — при различии способов осуществления контроля.

Организация банковского надзора основывается на национальной рекомендациях и законодательной базе интернациональных банковских комитетов. Совокупность банковского надзора в большинстве случаев включает;

типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

стандарты бухучёта, банковской и статистической отчетности;

порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность либо ограничения банковских операций;

обязательность аудиторских испытаний;

порядок назначения временной администрации по управлению банком;

объявление банков неплатежеспособными.

Организационная структура банковского надзора характеризуется большим разнообразием. В таких государствах, как Англия, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков реализовывают национальные центральные банки. В Швейцарии и Канаде органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная совокупность, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с национальными органами.

В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений делает Центр ал ьный банк РФ, что имеет три подразделения, делающие функции надзора: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии основных территориальных управлений Центробанка, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков.

Для осуществления банковского надзора осуществляющие контроль органы должны владеть достаточными полномочиями. В частности, запрашивать у банка данные, контролировать отчетность на месте, ставить вопросы и потребовать ответа, иметь права маневра в принятии ответов, включая закрытие банка, в случае если это нужно.

Центральной задачей органа надзора есть определение возможности происхождения неприятностей в работе банка в будущем. Исходя из этого при ее обнаружении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, каковые бы содействовали их предупреждению в будущем, в частности:

списание активов, признанных неисправимыми;

ограничение в выдаче отдельных видов ссуд либо отдельным категориям заемщиков;

усиление внутрибанковского контроля;

усиление либо замена управления банка.

Собственные полномочия органы надзора смогут делать в ходе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия ответа об ограничении круга делаемых операций; осуществления контроля за действующим банком.

Банковский надзор осуществляется в виде:

лицензирования;

контроля за экономическими нормативами;

ревизии и инспекции деятельности банка.

При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется источники и правомерность формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Проверяется профессиональная пригодность и компетентность начальников банка, определяется круг будущих операций, каковые предполагает делать банк, и цели, задачи и стратегия банка.

Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора реализовывают посредством анализа воображаемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора используются санкции, в отдельных случа-

ях смогут быть введены ограничения на банковские операции.

Контроль за деятельностью банков органы надзора реализовывают кроме этого методом организации испытаний на местах. С целью этого в Центральном банке Росии в первой половине 90-ых годов двадцатого века было создано Основное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены главные правила организации испытаний кредитных учреждений. Испытания смогут быть двух видов: комплексные и некомплексные (выборочные).

Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает диагностику всех главных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.

Некомплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, в большинстве случаев те, где возможность нарушений громаднейшая.

По итогам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, любой из которых подписывается начальником проверки, руководителем и главбухом контролируемого банка и другими чиновниками. Один из экземпляров акта передается управлению контролируемого банка.

Внешний аудит свидетельствует анализ и независимую экспертизу денежной отчетности и денежного положения банка в интересах его акционеров либо пайщиков. Главная задача банковского аудита — подтвердить достоверность баланса и представить управлению банка заключение о денежном состоянии банка, его доходности, степени и ликвидности риска банковских операций. Это заключение публикуется вместе с отчётом и годовым балансом о убытках и прибылях.

Аудиторские испытания банка проводятся аудиторскими компаниями, утвержденными общим собранием акционеров (пайщиков) банка.

Аудиторской деятельностью есть в праве заниматься физические лица — аудиторы, и юридические лица -аудиторские компании, независимо от вида собственности, а также зарубежные и созданные совместно с зарубежными юридическими и физическими лицами. Аудиторские компании регистрируются как предприятия и смогут иметь любую организационно-правовую форму, не считая акционерного общества открытого типа. Они

не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, не считая аудиторской и связанной с ней деятельностью.

аудиторские фирмы и Аудиторы есть в праве:

самостоятельно определять формы и способы аудиторской проверки в соответствии с требованиями нормативных актов РФ, конкретными условиями контракта или содержания поручения органов, согласно решению которых проводится проверка;

контролировать полностью документацию о денежно-хозяйственной деятельности, наличие финансовых сумм, ценных бумаг, материальных сокровищ, приобретать разъяснения по появляющимся вопросам и дополнительные сведения, нужные для аудиторской проверки;

приобретать по письменному запросу нужную информацию от третьих лиц, а также при содействии национальных органов, поручивших диагностику;

завлекать по договору к участии) в аудиторской проверке аудиторов, трудящихся самостоятельно либо в других аудиторских компаниях, и иных экспертов;

отказаться от проведения аудиторской проверки при непредставления контролируемым банком нужной документации, необеспечения национальными органами, поручившими проведение проверки, членов и личной безопасности аудиторов их семей при наличии таковой необходимости.

аудиторские фирмы и Аудиторы обязаны:

четко выполнять при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;

срочно сказать клиенту либо национальному органу, поручившему совершить аудиторскую диагностику, о обстоятельствах неосуществимости собственного участия в проведении аудиторской проверки данного банка;

о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов или экспертов в связи со большим количеством работы либо вторыми событиями, появившимися по окончании заключения соглашения либо получения поручения;

квалифицированно проводить аудиторские испытания и оказывать другие аудиторские услуги;

снабжать сохранность документов, приобретаемых и составляемых ими на протяжении аудиторской проверки, не разглашать их содержания без согласия управления банка, за исключением случаев, предусмотренных законами РФ.

Управление банка в праве получить от аудитора либо аудиторской компании нужную информацию о требованиях законодательства, относящихся к проведению аудиторской проверки, обязанностях и правах сторон, и о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора либо аудиторской компании.

Объектом аудиторской испытания являются:

учредительские документы банка, Правления и решения Совета банка по вопросам, регулирующим внутрихозяйственную деятельность банка;

состояние и организация отчётности и бухгалтерского учёта, соответствие его действующим стандартам;

правомерность делаемых банком операций в иностранной валюте и рублях;

соблюдение банками экономических нормативов;

правильность расходов и формирования доходов банка, достоверность балансовой прибыли;

организация кредитных операций банка;

структура кредитного портфеля и полнота создания резервов на покрытие кредитных рисков;

состояние аналитической работы в банке.

В ходе аудиторской испытания используют приёмы и различные методы, в частности:

легальное изучение операций;

аналитические приемы;

контрольные приемы.

Детальное изучение операций основывается на документальной проверке. Наряду с этим применяют формальные, логические и арифметические (счетные) приемы. При формальной проверке выявляют, все ли реквизиты документа имеются и верно ли заполнены, имеются ли подписи важных лиц, относится ли документ к тому месяцу, в котором он совершён по учетным регистрам.

Логическая проверка разрешает узнать, имела ли место га либо другая операция и в указанном ли количестве. Арифметическая про-. верка ставит перед собой цель обнаружение неточностей при суммировании чисел в ходе составления сводных соответствия и документов аналитического учета синтетическому. Детальное   изучение   операций   самый

трудоемко, менее действенно по времени, но дает уверенность, что проверка совершена как следует.

Аналитические приемы включают: рассылку писем клиентам о подтверждении взятых сумм кредита, остатков на квитанциях; изучение темпов трансформации доходов, прибыльности банка, количества отдельных видов операций. Контрольные приемы включают: применение компьютерных контрольных совокупностей; контроль, осуществляемый физически, т. е. проверка активов в натуре (касса, акции).

Аудиторские испытания по действующим законодательным актам должны проводиться каждый год по годовому балансу. Но банки смогут по собственной инициативе проводить аудиторские испытания по отдельным вопросам, или в соответствии с требованием ЦБ РФ при регистрации проспекта эмиссии и получении лицензий на отдельные виды банковских операций.

Результаты аудиторской испытания оформляются аудиторским заключением. Заключение должно складываться из трех разделов: введение, аналитический и итоговый. В первом указывается, где и кто осуществлял аудиторскую диагностику, номер лицензии, кем выдана и за какой период сделана проверка. Во втором разделе отмечается, виды деятельности и какие операции банка были проверены всецело (подвергнуты целой проверке), выборочно, как отражена в годовом отчете банка хозяйственная и денежная деятельность банка, уровень качества отчётности и бухгалтерского учёта, их соответствие правилам и действующим нормам, соблюдение коммерческим банком установленных экономических нормативов, банковского законодательства, состояние внутреннего контроля, и распознанные значительные нарушения установленного порядка ведения финансовой отчётности и бухгалтерского учёта,  воздействующих  на ее достоверность,  банковского

законодательства при совершении денежных операций, каковые нанесли либо смогут повредить интересы вкладчиков, соучредителей либо акционеров (пайщиков), третьих и государства лиц, исполнение рекомендаций прошлой аудиторской проверки.

В итоговой части заключения содержится запись о подтверждении достоверности годовой бухгалтерской отчетности банка, реализации им рекомендаций аудиторской компании и о возможности опубликования баланса коммерческого банка в открытой печати.

Профессия аудитора пользуется громадным уважением в государствах с рыночной экономикой. Это разъясняется их обширными знаниями и высокой квалификацией в разных областях деятельности банков, кредитных и финучреждений, ведении бухучёта, применении экономико-электронной обработки и математических методов информации. Исходя из этого к лицам, изъявившим желание трудиться аудиторами, предъявляются определенные требования.

Аудитор обязан владеть нужными практическим опытом и теоретическими знаниями работы и сдать квалификационный экзамен на получение аттестата аудитора. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее либо среднее экономическое либо юридическое образование, и стаж работы как минимум несколько лет из последних пяти в банковской совокупности: в качестве аудитора; экспертов аудиторской компании; бухгалтера; экономиста; ревизора; начальника предприятия; научного работника либо учителя по экономическому профилю.

Аудиторы должны быть свободными и владеть хорошей репутацией, т. е. быть честными, добросовестными, объективными, неподкупными, владеть рвением к опытному и нравственному совершенствованию, помогать увеличению авторитета собственной профессии.

Профессия аудитора характеризуется следующими ключевыми принципами:

компетентность, большой профессионализм;

независимость заключений и суждений аудитора;

объективность оценок и взглядов и честность выводов;

лояльность и доброжелательность по отношению к клиенту;

соблюдение коммерческой тайны, касающейся взаимоотношений с клиентами и их денежного положения;

ответственность аудитора за последствия его заключений и рекомендаций по итогам аудиторских испытаний.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не есть штатным сотрудником какого-либо национального органа управления, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает по их указаниям либо под их контролем.

честность и Объективность выводов основываются на непредвзятом, внимательном изучении работы банка, результатов его деятельности, применении точных данных и надежных аналитических способов при проведении экономического анализа, составлении аудиторского заключения и отчёта по итогам проверки.

Компетентность, большой профессионализм обеспечиваются наличием высшего экономического образования, практическим опытом работы, постоянным увеличением квалификации методом изучения последних нормативных и инструктивных материалов, экономической литературы по вопросам банковской деятельности, ярким участием в оказании и аудиторских проверках консультационных одолжений.

лояльность и Доброжелательность по отношению к клиенту свидетельствует предубеждённости и отсутствие тенденциозности, т. к. их наличие может отрицательно оказать влияние на темперамент проверки и на взаимоотношения с клиентом. Аудитор не должен преобразовываться в сборщика негативных факторов, обвинителя и разоблачителя. К тому же, аудитор не имеет права проявлять беспринципность и снисходительность, если он сталкивается со случаями явного мошенничества В этом случае он обязан поставить органы прокуратуры в известность о распознанных фактах преступлений и злоупотреблений.

Аудитор не должен воображать каких-либо сведении о деятельности банка без его согласия и ведома Наряду с этим согласие дается банком в письменной форме. Ja разглашение коммерческой тайны аудитор несет ответственность по закону, и моральную ответственность перед сотрудниками в соответствии с опытным этическим нормам.

Источник: www.bibliotekar.ru

ПОД/ФТ. Организация и оптимизация обучения. Контроль знаний.

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.