Added by on 2014-10-07

12.2. Налоги с оборота

Главными источниками доходов госбюджета в СССР являлись накопления социалистических хозяйственных организаций и предприятий. Это видно из данных табл. 12.5.

Таблица 12.5. Источники доходов государственного бюджета СССР, млрд руб. 1965 г. 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1983 г. Доходы, всего 102,3 156,7 218,8 302,7 354,1 А также поступле- ния от социалистиче- ского хозяйства 93,9 142,9 199,1 276,8 324,9 Из них: налог с оборота 38,7 49,4 66,6 94,1 104,0 платежи из прибыли 30,9 54,2 69,7 89,8 98,4 Источник: ТеньковВ.Н. Налоги в цифрах // Финансы. 1992. № 11.

С. 57.

Экзотическая сущность налога с оборота

12. Налоговая совокупность как инструмент централизованного регулирования. 313

В 1965 г. был введен новый порядок экономического стимулирования и планирования, поднята роль прибыли. Увеличились размеры прибыли, оставляемой в распоряжении фирм. Прибыль стала источником образования фондов экономического стимулирования, финансирования капитальных вложений, прироста оборотных других затрат и средств.

Для фирм, переведенных на новый порядок экономического стимулирования и планирования, была введена плата в бюджет за главные производственные фонды и нормируемые оборотные средства по установленным нормам в процентах к их стоимости.

Для фирм добывающих индустрии, у которых в силу очень благоприятных природных и транспортных условий образуется дифференциальньгй чистый доход, и для фирм обрабатывающих индустрии, имеющих более высокую, чем в среднем по отрасли, рентабельность по независящим от деятельности фирм обстоятельствам, устанавливались фиксированные рентные платежи.

Фиксированные (рентные) платежи употреблялись для выравнивания рентабельности фирм в устранения и отрасли влияния на размер поощрительных фондов фирм объективных обстоятельств, не зависящих от их хозяйственной деятельности.

Налог с оборота являлся частью централизованного чистого дохода социалистического общества, поступающей конкретно в госбюджет. Согласно точки зрения некоторых экономистов, налог с оборота имеет внешние налоговые показатели (обязательность платежа, жёсткий размер, уплата в срок), но все же не есть налоговым платежом. Его функция содержится в том, дабы мобилизовывать финансовые ресурсы народного хозяйства с целью достижения высоких темпов расширенного планомерного использования и социалистического воспроизводства средств при первоочередной направлении их в отрасли, имеющие важное значение для экономического развития страны.

Поступая в бюджет в твердофиксированной доле, которая при неизменном заданной себестоимости и уровне цен не зависела от исполнения предприятием замысла прибыли, налог с оборота снабжал устойчивость доходов госбюджета.

Установленные сроки уплаты налога с оборота создавали предпосылки для равномерного поступления этого дохода в бюджет, снабжали своевременное финансирование мероприятий, предусмотренных национальным замыслом экономического и социального развития.

Разделение уровня изъятия финансовых накоплений в бюджет по видам товаров давала возможность обеспечить нужную рентабельность отдельных видов продукции.

314

II. История налогообложения в Российской Федерации

Плательщики налога с оборота и порядок его исчисления

Финансовые накопления в форме налога с оборота уплачивали отрасли, производящие товары народного потребления (текстильная, обувная, сахарная, табачная, ликеро — водочная и др.), и кое-какие отрасли тяжелой промышленность (нефтяная, газовая, химическая, автомобильная и др.) и машиностроения (предприятия, создающие мотоциклы, другие товары и велосипеды). Определенная часть налога с оборота взималась с заготовительных организаций (по хлебопродуктам).

Концентрация налога с оборота по большей части в отраслях, создающих предметы народного потребления, была обусловлена действующим порядком ценообразования, поскольку в СССР цены на средства производства во многих случаях ниже публичных издержек производства. Отличие между ценами и средств фактической стоимостью производства на них реализовывалась через налог с оборота, в основном, в отраслях, производящих продукцию, себестоимость которой была занижена благодаря низких цен на средства производства.

Взимание в бюджет налога с оборота разрешила возможность производить перераспределение и распределение части чистого дохода

общества как в территориальном разрезе, так и между отраслями народного хозяйства, объединениями, фирмами, организациями.

Налог с оборота уплачивался по большей части в децентрализованном порядке, т.е.

конкретно фирмами (фабриками, фабриками), создающими продукцию, обороты по реализации которой облагались налогом, либо заготовительными организациями при реализации товаров собственной заготовки.

При децентрализованном порядке взимания налога с оборота устанавливались яркие взаимоотношения фирм с бюджетом.

В случаях, в то время, когда предприятие не имело расчетного счета в кредитном учреждении либо не имело возможности обеспечить своевременные расчеты с бюджетом по вторым обстоятельствам (к примеру, территориальная разбросанность и др.), налог с оборота уплачивался в централизованном порядке вь1шестоящей организацией, которой подчинено предприятие.

Обложению налогом подлежал только товарный оборот. Облагаемым являлся оборот по реализации товаров собственного производства либо собственной закупки. Суммы, полученные предприятием за изготовление изделий из материалов и сырья клиента (даваль-ческих), за исполнение услуг и всякого рода работ (крашение, рас-

12. Налоговая совокупность как инструмент централизованного регулирования. 315

фасовка и др.) не облагались налогом с оборота, поскольку такие операции не считались товарными.

Плательщиками налога с оборота являлись кроме этого снабженческо-другие ведомства и сбытовые организации по реализации тех товаров, каковые они приобретают от промышленных предприятий по оптовым стоимостям фирм и реализуют по розничным стоимостям за вычетом торговых скидок либо по оптовым стоимостям индустрии.

Национальные заготовительные организации являлись плательщиками налога с оборота по реализации закупленной сельскохозяйственной продукции за пределы собственной совокупности по розничным либо оптовым стоимостям (с налогом с оборота).

Местные торги, отделы рабочего снабжения (потом ОРС) и другие национальные розничные торговые организации уплачивали налог с оборота по реализации товаров собственной закупки и собственного производства всем клиентам.

В потребительской кооперации плательщиками налога с оборота выступали производственные предприятия по реализации товаров собственного производства либо собственной закупки по розничным стоимостям либо оптовым стоимостям индустрии независимо от того, кому эти товары реализованы. Предприятия вторых публичных организаций (не считая потребительской кооперации и колхозов) уплачивают налог с оборота по реализации товаров собственного производства.

Налог с оборота исчислялся:

• в виде отличия между оборотом по продаже товаров в розничных стоимостях и оборотом в оптовых стоимостях фирм за вычетом из данной отличия торговых, а в соответствующих случаях и оптово-сбытовых скидок, а по товарам, реализуемым по оптовым стоимостям индустрии — в виде отличия между оборотом по продаже товаров в этих стоимостях и оборотом в оптовых стоимостях фирм;

• по ставкам в процентах к обороту по всем товарам национальных фирм, кооперативных и организаций и общественных предприятий (не считая колхозов), для которых не установлены прейскурантные оптовые стоимости фирм;

• по ставкам в жёстких (безотносительных) суммах с единицы продукции — по хлебопродуктам, нефтепродуктам и ферментированному табаку (в копейках и рублях с 2 т), по природному и попутному нефтяному газу (в рублях с 1000 м3).

Лишь второй из трех приведенных способов начисления налога с оборота возможно характеризовать как фактически налог. Остальные методы взимания налога с оборота по сути собственной воображают механизм нормативных отчислений в бюджет. Наряду с этим количество норма

316

II. История налогообложения в Российской Федерации

тивных (неналоговых) изъятий с течением времени неуклонно возрастал (табл. 12.6).

Таблица 12.6. Динамика количества нормативных (неналоговых) изъятий, млрд руб. Налог с оборота, исчисленный 1964 г. 1976 г. 1982 г. В виде отличия в стоимостях 74,0 82,0 86,0 По ставкам в жёстких суммах с единицы товара 14,0 12,2 3,5 По ставкам в процентах к обороту 12,0 5,8 5,5 Источник: кредит и Финансы СССР.

М. статистика и Финансы, 1984. С. 201.

Источник: economy-ru.com

О простоте создания, ведения малого бизнеса в Грузии. 5% с оборота и все!

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.