Added by on 2014-10-30

Банкротство юридических лиц – правила меняются

Начальник проекта БАНКРОТЧИК.РФ

специально для ПОРУЧИТЕЛЬ.РУ

В последних числах Декабря ушедшего года в очередной раз были поменяны правила банкротства юрлиц (закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ ; потом – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они получили юридическую силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, но кое-какие из новелл приводят к вопросам.

Разглядим, в чем заключаются главные новшества.

Условно поправки возможно поделить на две части: к первой относятся трансформации, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила авторегулирования в сфере банкротства.

К первой группе возможно отнести следующие.

Кредитным организациям дана возможность инициировать банкротство без необходимого предварительного подтверждения долга по суду, как того потребовало законодательство ранее (подп. а п. 3 ст. 1 Закона ).

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор имел возможность подать прошение о несостоятельности должника лишь при наличии вступившего в законную силу ответа суда о взыскании с него денежных средств (распоряжение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012 ). Сейчас же банки взяли право подавать заявление в суд с момента происхождения у должника показателей несостоятельности, другими словами тогда, в то время, когда он просрочил выполнение собственных обязательств на три месяца. Наряду с этим за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц (подп. б п. 3 ст. 1 Закона ).

Указанные новшества дают банкам значительные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (соответственно, возможность назначать собственного арбитражного управляющего). Непременно, во многих случаях новое правило затруднит вывод должником активов перед процедурой банкротства и на протяжении нее. Но неясно, из-за чего такая привилегия предоставлена лишь банкам, а не всем кредиторам.

Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для простых организаций и с 500 тыс. до 1 миллионов рублей. – для естественных монополий и стратегических предприятий (п. 2. п. 38-39 ст. 1 Закона ).

Должники при подаче заявления о банкротстве утратили шанс выбирать арбитражного управляющего либо саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется при помощи случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст.

1 Закона ). Порядок для того чтобы выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взор, эта новелла есть одной из самых значимых во всем пакете поправок. Новшество затруднит назначение управлением должника лояльного арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия.

Но возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием нужного арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения аккуратного страницы на принудительное выполнение ответов третейского суда, которым обоснован долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. а п. 3 ст. 1 Закона ). Судебная практика и раньше потребовала подтверждать ответ третейского суда судебным актом о выдаче аккуратного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09 ),

на данный момент же это требование закрепили в законе.

Залоговым кредиторам Закон дал возможность голосовать по вопросам отстранения и назначения арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона ). Помимо этого, сейчас они смогут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации условия обеспечения и залогового имущества его сохранности (п. 31 ст.

1 Закона ). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, разрешающая им оказывать более значительное влияние на проведение процедур банкротства.

На порядок повышены административные штрафы для чиновниковов за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб вторым, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона ). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. не было возможности назвать значительным стимулом для исполнения требований законодательства. Будем сохранять надежду, что новые суммы взыскания побудят чиновниковов более пристально относиться к исполнению установленных законом обязанностей.

Арбитражные управляющие благодаря поправкам взяли возможность запрашивать данные не только о самом банкроте, но и о участниках органов управления компании-должника, о осуществляющих контроль лицах, их имуществе (а также имущественных правах), о агентах и об обязательствах должника. Речь заходит а также о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст.

1 Закона ). Полагаю, что новшества разрешат более действенно проводить денежный анализ, анализ сделок и поиск имущества должника, и принимать более обоснованные ответы о целесообразности привлечения осуществляющих контроль лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила авторегулирования в сфере банкротства, возможно отнести:

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности пребывать в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок сейчас зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона ).

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 миллионов рублей. (подп. а п. 10 ст. 1 Закона ). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не меньше чем 50 тыс. руб. на каждого ее участника, количество которых должно быть не меньше 100 (п. 2. ст. 25.1. п. 2 ст. 21 закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)).

Так, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 миллионов рублей.

Поменяны размеры максимальной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, участником которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий либо бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Сейчас он не имеет возможности быть больше 5 миллионов рублей. вместо 25% от размера компенсационного фонда в соответствии с прошлой редакции (подп. б п. 10 ст.

1 Закона ) – а это без шуток увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся сейчас хорошей судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013.

Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012 ), и того, что на сегодня меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды более чем 20 миллионов рублей. в этом году возможно ожидать сокращения количества и волны реорганизаций СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды собственных СРО.

Источник: www.garant.ru

Вебинар «Банкротство юридических лиц — 2016. Коротко о главном»

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

  • 5. Банкротство юридического лица

    Особенности ликвидационной процедуры, при несостоятельности (банкротства) юрлица, установлены Законом РФ О несостоятельности (банкротстве) и рядом вторых…

  • Банкротство физического лица

    Принятию соответствующего законопроекта, предполагающего формирование процедуры банкротства физических лиц, содействует целый ряд требований. Юристы…

  • Что дает банкротство физического лица

    Банкротство физических лиц Как решить проблему долгов? Закон о банкротстве физических лиц (закон № 476-ФЗ от 29.12.2014 «О внесении трансформаций в закон…

  • Банкротство частного лица: миф или реальность?

    Оглавление: [скрыть ] Законодательное регулирование процедуры Процедуру признания банкротом в РФ регулирует Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В…

  • Как происходит банкротство физического лица

    Ранее лишь для предприятий и фирм, и для личных предпринимателей было вероятно официально заявить себя несостоятельными. Сейчас же запланировано…

  • Закон о банкротстве физических лиц

    Количество кредитных займов сейчас возрастает. К тому же, растет и число заемщиков, каковые по определенным обстоятельствам не в состоянии погасить…

Comments are closed.