Added by on 2014-10-22

Биллинговые системы: основные понятия

Биллинг. Какие конкретно ассоциации приводит к этому термину? Возможно, имеется какая-то сообщение с Биллом Гейтсом? Нет, к счастью он еще не «сунул собственный шнобель» в область телекоммуникаций.

Ну это так — шутка. А вдруг быть важным, то давайте разглядим происхождение слова биллинг. Британское слово «bill» возможно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета».

Что такое биллинговая совокупность?

Совокупности, вычисляющие цена одолжений связи для каждого клиента и хранящие данные обо всех тарифах и других стоимостных чертях, каковые употребляются телекоммуникационными операторами для выставления квитанций абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками одолжений, носят название биллинговых; цикл делаемых ими операций именуется биллингом. Биллинговая совокупность (БС) — это бухгалтерская совокупность, ПО, иными словами — «софт», созданный специально для операторов.

Каких операторов? Телекоммуникационных. Т. е. речь не идет только об операторах сотовой связи. БС употребляются кроме этого операторами простой (стационарной, проводной) связи. В малых конторах, к примеру, возможно вести биллинг телефонии (разбирать: кто звонил, в то время, когда, сколько продолжался разговор). IP-телефония — вторая область применения БС. А интернет-провайдеры? Они также применяют БС, к примеру, для создания квитанций, учета трафика.

Каждая БС создается на базе определенной совокупности управления базами данных (СУБД). Большая часть БС в мире создавалось на базе СУБД Oracle. Среди вторых СУБД возможно выделить Sybase и Informix как рассчитанные на громадные количества информации.

А вот заглавия некоторых биллинговых совокупностей: BIS, Flagship, CBOSS, Arbor, Bill-2000-prepaid. Стоит упомянуть, что под БС может подразумеваться и аппаратное обеспечение, участвующие в организации биллинга.

Терминология

Я попытаюсь разглядеть все определения и основные понятия, относящиеся к БС. Главный акцент буду делать на БС, применяемые операторами сотовой связи. Но большая часть определений кроме этого подходит и к БС, применяемым в других сферах.

Попытаюсь растолковывать как возможно несложнее, дабы практически всем читателей материал был понятен. В случае если у Вас будет что добавить к введенным мною терминам, пишите на электронную почту .

Существуют пара названий биллинговой совокупности: АСР — автоматизированная совокупность расчетов; ИБС — информационная биллинговая совокупность.

Одним из серьёзных качеств БС есть ее гибкость. другими словами свойство приспосабливаться к изменившимся событиям. Эластичная совокупность приспособлена не только к сиюминутным потребностям оператора; за счет таких качеств, как настраиваемость. открытость и модульность она разрешает решать перспективные задачи. Чем больше у совокупности возможностей для настроек, тем лучше.

А что такое модульность. Модульный принцип построения совокупности — это таковой принцип, при котором вся совокупность планирует из отдельных частей (модулей), как дом планирует по кирпичикам. БС также складывается из таких модулей — систем. БС включает в себя, к примеру, систему предварительной обработки данных, систему своевременного управления биллингом, систему оповещения клиентов (просматривайте ниже о структуре и функциях БС).

Под открытостью совокупности подразумевается открытость исходного кода программного продукта, что разрешает оператору не зависеть от разработчика в будущем и самостоятельно обслуживать и модернизировать совокупность. Тесно связано с гибкостью БС и следующее уровень качества автоматизированных совокупностей расчета — масштабируемость.

Масштабируемость по нагрузке. При росте абонентской базы, появлении дополнительных одолжений не должна оказаться необходимость изменять либо дорабатывать программную часть БС. Повышение возможностей БС должно достигаться за счет модернизации аппаратной части совокупности. Что принципиально важно учитывать при проектировании масштабируемых совокупностей? Нужно применять СУБД, рассчитанные на громадные количества данных.

СУБД должна быть совместима с разными компьютерными платформами, дабы снабжать помощь многопроцессорного режима работы.

Надежность — одно из главных требований, предъявляемым к любой совокупности. Надежность БС определяется надежностью СУБД и разработок, применяемых при разработке совокупности. Далеко не последнее место занимает надежность поставщика (разработчика) прикладного ПО: время его работы на рынке и, как косвенный показатель, процент присутствия созданных им совокупностей на телекоммуникационном рынке. Из-за чего показатель косвенный?

А разве Микрософт Windows наилучшая и надежная ОС?… И наряду с этим она занимает большую часть рынка. Но надежность БС обеспечивается кроме этого соблюдением определенных стандартов при их разработке (об этом просматривайте ниже).

Мультиязычность — возможность устанавливать разные языки для представления информации.

Мультивалютность — возможность трудиться с любыми валютами

Отложенный биллинг — биллинг, при котором расчеты производятся по окончании состоявшихся звонков.

Тёплый биллинг — изменение баланса счета происходит в ходе беседы, и данные об остатке на Вашем счету возможно взять сразу после звонка.

Оптимизация биллинга — улучшение, совершенствование оператором собственной БС.

Громадные БС — совокупности, используемые большими операторами.

Постинг биллинга — фиксация результатов расчета биллинга; по окончании расчетов результаты становятся дешёвыми пользователям (рассылаются, печатаются).

Что может, что обязана либо за что отвечает БС?

Вы пользуетесь услугой prepaid. Вы вспоминали, как так получается, что сразу после звонка возможно определить об трансформации баланса на Вашем счету? Вас обслуживают по кредитной совокупности? Кто подсчитывает сумму, которую Вы должны заплатить за предоставленные услуги?

Все это «обязанности» биллинговой совокупности. Вы подключены по авансовой совокупности? Когда-нибудь подмечали «исчезновение» малых сумм с Вашего счета? У Вас было такое: желаете определить остаток Вашего счета, а автоинформатор предоставляет Вам сведения вчерашней свежести?

Все это «глюки» биллинговой совокупности.

Так как БС предназначена для автоматизации расчетов с клиентом, то она и обязана снабжать эту автоматизацию начиная с заключения соглашения до выписки квитанций за услуги сотовой связи, причем корректно. При помощи систем автоматических автоматического сбора и услуг данных АСР обязана предоставлять абонентам возможность самообслуживания. Кое-какие БС разрешают абонентам оформлять заказы на подключение и оплачивать одолжений через Интернет.

функции и Структура БС

Схема организации биллинга не сложна: информация о их продолжительности и соединениях записывается коммутатором и по окончании предварительной обработки передается в расчетную совокупность. Расчетной совокупности «известны» тарифы. Она идентифицирует вызов и делает нужные расчеты, формируя тем самым счет абонента. Разумеется, что в памяти совокупности должны храниться не только нормативы, информация и тарифы об

одолжениях, но и информацию о клиентах, осуждённых договорах с сторонними поставщиками и абонентами одолжений связи (в случае если таковые имеются), и о стоимости передачи информации по направлениям и разным каналам (совокупностью должно быть кроме этого предусмотрено наличие дилеров: у них смогут быть другие расценки, к примеру, на подключение). Также, каждая БС должна иметь базу, хранящую историю платежей: лишь эти сведения разрешают осуществлять контроль процесс оплаты и автоматизировать так именуемую активацию/деактивацию абонентов. Эту функцию БС возможно еще назвать защитной. так как она не разрешает пользоваться одолжениями сотовой связи тем, кто за них не платит.

По функциональным возможностям БС возможно поделить на три класса: предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные системы среднего и национального масштаба класса для региональных сетей.

БС, относящиеся к первому классу, должны снабжать сотрудничество сетей на межнациональном уровне, в разных временных территориях, т. е. они должны быть мультивалютными и мультиязычными.

Заказные совокупности национального масштаба создаются под определенного оператора. Оператору может пригодиться новая БС, совместимая с уже существующей расчетной совокупностью. Очевидно, цена таких единичных совокупностей существенно выше.

В масштабе региона возможно в полной мере обойтись стандартными БС. Но и такие совокупности должны владеть качествами, вышеперечисленными: гибкостью, масштабируемостью, надежностью.

Каждая БС создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет личный комплект функций, соответствующий технологическому циклу предоставления одолжений, и может трудиться с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей данные о соединениях и вызовах, — другими словами БС не есть «коробочным» продуктом. Но существует и обычный комплект функций, поддерживаемых фактически всеми БС. В него входят:

операции, делаемые на этапе предварительной анализа и обработки исходной информации, к примеру, функция получения информации о услугах и соединениях (запросы к коммутатору);

  • операции управления сетевым оборудованием: функции активации/деактивации (команды/разблокировки) изменения и блокировки абонентов условий подписки абонентов, передаваемые конкретно в коммутатор;
  • главные функции приложения СУБД, включающие в себя: тарификацию записей коммутатора о услугах и вызовах; редактирование и формирование таблиц базы данных расчетной совокупности; их печать и выставление счётов; кредитный контроль квитанций; составление отчетов; архивацию.

Как уже было сообщено, БС обязана владеть гибкостью либо модульностью. Любой элемент АСР снабжает реализацию конкретного участка технологической цепочки обслуживания клиента. Главные системы, характерные для биллинга, это: система предварительной обработки информации о соединениях, своевременное управление биллингом и система оповещения клиентов.

Система предварительной обработки данных.

Это приложение разбирает исходную данные о соединении, определяет класс предоставляемой услуги и параметры трафика (направление вызова, источник, территории взаиморасчетов, условия роуминга). В состав данной системы входит декодер исходной информации о соединениях. Одна из сложнейших процедур данной системы — помощь роуминга.

Дело в том, что требуется преобразовать роуминговые записи всевозможных форматов от различных коммутаторов (с учетом разных стандартов передачи информации в канале связи) и различных биллинговых совокупностей в тот формат записи, которым пользуется эта БС. ПО (ПО) тарифицирует все записи о соединениях между операторами (в соответствии с проходящему трафику) и формирует служебные таблицы, каковые употребляются остальными системами для исполнения расчетов с абонентами, взаиморасчетов формирования отчётов и операторов связи.

Современные БС разрешают обрабатывать разные телекоммуникационные услуги, снабжая эргономичное выставление квитанций (один клиент — один баланс — один счет). Это достигается за счет применения «интеллектуальных совокупностей» предварительной обработки исходной информации о соединениях, услугах и трафике, делающих тарификацию независимо от вида связи.

Система своевременного управления биллингом.

Эта система позволяет машинально либо через оператора биллинговой совокупности изменять условия подписки абонентов на коммутаторе, т. е. блокировать сообщение конкретного абонента либо снимать эту блокировку, включать либо отменять услугу. Вы звоните оператору и рассказываете: «Включите мне, прошу вас, голосовой ящик». Вам отвечают: «Прошу вас, назовите собственный номер».

По окончании еще нескольких «обменов любезностями» Ваш голосовой ящик выясняется включенным.

Система оповещения клиентов.

Обязательный атрибут современного биллинга — система оповещения клиентов посредством голосовых либо электронных сообщений. Данные для объявлений и рассылки уведомлений эта система берет из таблиц базы.

Перечисленное деление на функциональные системы не есть «строгим» для всех БС. Это только пример «хорошей» АСР.

Стандарты биллинга

Дабы обеспечить согласие между разными БС различных операторов (это, к примеру, требуется при роуминге. были созданы группы стандартов биллинга. Главных интернациональных групп стандартов три.

В 1998 г. американский университет стандартов ANSI утвердил стандарт ANSI 124. поддержкой и Дальнейшим усовершенствованием ANSI 124 занимается ассоциация TIA. Затем компания CIBERNET создала коммисию для определения спецификаций бизнес-процессов при передаче сообщений в стандарте ANSI 124, каковые стали называться NSDP-BS. Эти спецификации устанавливают однозначное соответствие между бизнес-процессами телекоммуникационных операторов и информацией, передаваемой при обмене данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.

В 1998 г. было опубликовано описание первого американского биллингового стандарта CIBER, что на данный момент поддерживается компанией CIBERNET и ее комитетом CAC-IS. Данный комитет объединяет разработчиков биллинговых телекоммуникационных операторов и систем. Основная область применения CIBER — сотовые сети стандарта AMPS .

Европейский (по происхождению) стандарт ТАР показался в 1992 г. Он поддерживается рабочей группой TADIG. Большая часть операторов Европы применяют ТАР2. не смотря на то, что существует и третья версия. С 1995 г. модификация ТАР2, известная как спецификация TD.27. либо NAGTAP2. начала использоваться и в Соединенных Штатах.

Вместо заключения

Вы добываете из кармана собственный сотовый, набираете номер, жмете «разговор» и… вызов состоялся. Сейчас Вам не терпится определить остаток на Вашем счете. В случае если биллинг совокупности «тёплый», Вам тут же информируют эту сумму. «Все совершенно верно подсчитала, хорошая биллинговая совокупность», — думаете Вы. А сейчас второй клиент определит, что он только что исчерпал лимит времени и его отключили. «Для чего мне данный «тёплый» биллинг!

Глупая биллинговая совокупность!», — сетует он Да, в один момент всем не угодить!

Особенная признательность за информационную помощь Большовой Галине, корреспонденту издания «Сети» .

Источник: www.ixbt.com

Обзор системы биллинга Tariscope

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.