Added by on 2014-10-22

Что будет с банковской системой украины

Финансовая система Украины — страница №1/1

Финансовая система Украины складывается из НБУ и других банков, созданных и действующих в Украине в соответствии с положениями этого Закона. Банки в Украине могут работать как универсальные либо как специальные. По специализации банки смогут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчётными (клиринговыми).

Финансовая система Украины показалась по окончании принятия Украинским парламентом в марте 1991 года Закона Украины О банковской деятельности и банках. Она имеется двухуровневой и складывается из НБУ и банков форм собственности и различных видов.

НБУ есть центробанком, проводящий единую национальную финансово-кредитную политику для обеспечения стабильности национальной финансовой единицы. Банки создаются на акционерных или паевых началах юридическими либо физическими лицами. Собственные функции банки реализуют через выполнение таких операций, как привлечение средств фирм, учреждений, организаций, населения, на депозитные, вкладные квитанции, и недепозитное вложение средств; кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан, вложения в акции, формирование кассовых резервов и остатков, формирование иных активов; кассовое и расчётное обслуживание народного хозяйства, исполнение валютных и других банковских операций.

Банки в собственной деятельности действуют в соответствии с Конституцией Украины, Законами Украины О Нацбанке Украины, О банковской деятельности и банках, законодательством Украины об акционерных обществах, и иных видов хозяйственных товариществ, вторыми законами, нормативными актами НБУ и собственными уставами. С января 1998 года финансовая система Украины перешла на западные стандарты статистики и бухгалтерского учёта. Правовой статус, деятельности и принципы организации НБУ выяснены Законом Украины и Конституцией Украины О Нацбанке Украины.

НБУ есть юридическим лицом, имеет отдельное имущество, являющееся объектом права гос собственности и находится в его полном хозяйственном ведении, и уставный капитал в размере 10 млн. грн. являющийся гос собственностью и нужен для обеспечения обязательств НБУ. В соответствии со статьей 99 Конституцией Украины, принятой во второй половине 90-ых годов XX века, главной функцией центробанка страны — НБУ — имеется обеспечение стабильности финансовой единицы — гривны.

На исполнение собственной главной функции Нацбанк содействует поддержанию стабильности финансовой системы, и, в меру собственных полномочий, — ценовой стабильности. НБУ в соответствии с Законом Украины О Нацбанке Украины есть Центробанком Украины, особым центральным органом национального управления, ее эмиссионным центром, проводит единую госполитику в отрасли финансового обращения, кредита, упрочнения финансовой единицы, организует межбанковские расчёты, координирует деятельность финансовой системы в целом, определяет курс финансовой единицы относительно валют иных государств.

НБУ определяет вид финансовых знаков, их номинал, отличительные черты и совокупность защиты. НБУ сохраняет резервные фонды финансовых знаков, золотовалютные запасы и драгоценные металлы, накапливает золотовалютные запасы и совершает операции с ними и драгметаллами. НБУ устанавливает порядок определения учётной ставки и других ставок по своим операциям, даёт разрешение на создание коммерческих банков путём их регистрации и выдаёт лицензии на совершение банковских операций, устанавливает банкам и вторым денежно-кредитным учреждениям нормативы необходимого резервирования средств.

Функции НБУ:

Главная функция

В соответствии с Конституцией Украины главной функцией НБУ есть обеспечение стабильности финансовой единицы Украины. На исполнение собственной главной функции Нацбанк содействует поддержанию стабильности финансовой системы, а также в мерах собственных полномочий, — ценовой стабильности.

Другие функции

Нацбанк делает следующие функции:

в соответствие с созданными Советом НБУ Главных положений финансово-кредитной политики определяет и проводит финансово-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организовует её оборот;

3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организует совокупность рефинансирования;

4) устанавливает для банков правила проведение банковских операций, отчётности и бухгалтерского учёта, защиты информации, имущества и средств;

5) организует создание и методологически снабжает совокупность финансово-кредитной и банковской статистики и статистической информации платёжного баланса;

6) определяет совокупность, порядок и форму платежей, а также между банками;

7) определяет направления развития современных электронных банковских разработок, создаёт, координирует и осуществляет контроль создание электронных платёжных средств, платёжных совокупностей, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации;

8) совершает надсмотр и банковское регулирование;

9) ведёт госреестр банков, совершает лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;

10) ведёт официальный реестр идентификационных номеров эмитентов платёжных карт внутригосударственных платёжных совокупностей;

11) осуществляет сертификацию аудиторов, каковые будут проводить аудиторскую диагностику банков, ликвидаторов и временных администраторов банка;

12) образовывает платёжный баланс, осуществляет его прогнозирование и анализ;

13) является представителем Украины в центральных банках вторых стран, интернациональных банках и других кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;

14) совершает в соответствии с определёнными особым законом полномочий валютное регулирование, определяет порядок совершения операций в зарубежной валюте, организует и совершает валютный контроль за банками и другими денежными учреждениями, взявшими лицензию Нацбанка на совершение валютных операций;

15) снабжает сохранение и накопление валютных запасов и совершение операций с ними и драгметаллами;

16) разбирает состояние финансово-кредитных, денежных, ценовых и валютных взаимоотношений;

17) организует перевозку и инкассацию банкнот и монет, и вторых сокровищ, выдаёт лицензии на право перевозки и инкассации банкнот и монет, и вторых сокровищ;

18) реализует госполитику по вопросам защиты национальных секретов в совокупности Нацбанка;

19) участвует в подготовке кадров для финансовой системы Украины;

20) определяет изюминке функционирования финансовой системы Украины при введение положения либо особого периода, совершает мобилизационную подготовку совокупности Нацбанка;

21) делает иные функции в денежно-кредитной сфере в мере собственной компетенции, определённой законом.

Банк самостоятельно определяет направления собственной деятельности и специализацию по видам операций. НБУ осуществляет регулирование деятельности специальных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых ним банковских операций. Банк получает статус специального банка , если более 50% его активов имеется активами одного типа.

Банк получает статус специального сберегательного банка, в случае если более 50% его пассивов являются вкладами физических лиц. НБУ осуществляет банковский надсмотр и регулирование в соответствии с положениями Конституции Украины, этого Закона, Закона Украины О Нацбанке Украины, вторых законов и нормативно-правовых актов НБУ. Закон Украины О банковской деятельности и банках был принят 07.12.2000 № 2121-III с трансформациями, внесенными в соответствие с Законами:

— N 2740-III ( 2740-14 ) от 20.09.2001. ВВР, 2002, N 5, ст.30;

— N 249-IV ( 249-15 ) от 28.11.2002. ВВР, 2003, N 1, ст. 2 вступает в воздействие 11.06.2003 года;

— N 485-IV ( 485-15 ) от 06.02.2003. ВВР, 2003, N 14, ст.104 вступает в воздействие 11.06.2003 года;

— N 835-IV ( 835-15 ) от 22.05.2003. ВВР, 2003, N 35, ст.270;

— N 914-IV ( 914-15 ) от 05.06.2003. ВВР, 2003, N 38, ст.322;

— N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003. ВВР, 2004, N 13, ст.181.

Финансовую систему не нужно осознавать как физическую совокупность всех

банков существующих в данной стране. Финансовая система — это законодательно определённая, чётко структурированная и субординированная совокупность денежных посредников, осуществляющих банковскую деятельность на постоянной опытной базе и функционально взаимоувязанные в независимую экономическую структуру. Напомним, что в наше время прослеживается тенденция к универсализации банков.

Большие банки делают всё большее количество операций и функций, расширяют список предоставляемых одолжений. Во всё большей мере происходит смыкание банков с другими видами денежно-кредитных учреждений: страховыми, инвестиционными, денежными компаниями. Основной целью деятельности отдельных банков имеется получение прибыли.

Касательно финансовой системы эта цель не просто возрастает пропорционально количеству банков, а по большому счету перемещается на другой замысел, оставаясь только целью отдельных банков. На первое место в данной совокупности выходят:

1) обеспечение регулирования и общественного надсмотра банковской деятельности с целью упорядочивания заинтересованностей отдельных банков с публичными заинтересованностями. Эта цель вступает в определённое несоответствие с обеспечением прибыльности как главной целью коммерческих банков;

2) стабильности функционирования и обеспечение надёжности отдельных банков и финансовой системы в целом с целью бесперебойного функционирования и стабилизации денег экономики. Ни одна из этих целей непосильна отдельному банку, каким бы экономически могущественным он ни был. Лишь скоординированное объединение в совокупность, ориентированную на определённые цели, делает их достижение настоящим.

Трансформационная функция финансовой системы базируется на подобной функции отдельных банков, но не есть их механической суммой, что разъясняется двумя обстоятельствами:

1) во-первых, в трансформационный процесс деятельно включается центробанк. Как банк банков он деятельно осуществляет все виды трансформационных процессов на межбанковском уровне.

2) во-вторых, совокупность значительно повышает трансформационный потенциал узкоспециализированных банков.

Вмонтированные в совокупность, они выполняют эту функцию в кооперации с универсальными банками. В случае если банк, как к примеру, Сбербанк Украины, специализируется на депозитных операциях, то в составе совокупности он может предложить мобилизированные средства банкам, делающие кредитные операции. Совместно, как составные части, эти банки смогут снабжать целый комплекс изменения финансового капитала на рынке.

Функция образования платёжных регулирования и средств финансового обращения (эмиссионная) пребывает в том, что финансовая система оперативно изменяет массу денег в обороте, увеличивая либо уменьшая её в соответствии с трансформацией спроса на деньги. Это главная функция финансовой системы. В её исполнении берут участие все части совокупности — центробанк, все банки второго уровня.

Она касается всех направлений банковской деятельности, и, в первую очередь кредитной.

Эта функция финансовой системы как следует отличается от подобной функции отдельного банка. Любой отдельный банк возможно может принимать участие в формировании предложения денег, и заинтересован в расширении собственной деятельности, потому, что она приносит ему дополнительные доходы. И лишь совокупность может определять границы данной деятельности, адекватные спросу на деньги, и ввести в эти границы эмиссионную функцию каждого банка.

Это достигается инструментами и методами финансово-кредитной политики центробанка, реализацию которой осуществляет совокупность в целом.

Функция обеспечения стабильности банковской деятельности и финансового рынка (стабилизационная) связана с чрезвычайной рискованностью банковской деятельности. Банки, в отличие от иных экономических субъектов, кроют в себе повышенную угрозу дестабилизации собственной деятельности, разлада всего финансового рынка, провоцирование общеэкономического кризиса. Исходя из этого любой отдельный банк не имеет возможности делать стабилизационную функцию.

Как посредники на финансовом рынке, банки функционируют в основном за счёт чужих капиталов — акционерного капитала, привлечённых средств и доходов вкладчиков с вторых банков. Исходя из этого они пребывают под давлением и постоянным контролем сбоку акционеров и большого количества клиентов, действия которых определяются не только экономическими расчётами, но и наслышками, ожиданиями, допущениями.

Как посредники финансового обмена, банки должны брать на себя всю ответственность перед инвесторами за экономические риски собственных должников. Банки должны максимально уменьшить риски для инвесторов. Но настоящий успех вероятен только упрочнениями всей финансовой системы.

Лишь банковской совокупности в целом под силу создать действенный механизм страхования банковских рисков и банковских депозитов.

Исполнение банковской совокупностью стабилизационной функции проявляется двояко:

— в принятии серии законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность всех её составляющих — от Центрального банка до узкоспециализированных коммерческих банков;

— в создании действенного механизма надсмотра и государственного контроля за придерживания этих законов и за деятельностью банков по большому счету.

На данной базе создаются особые механизмы обеспечения стабильности банковской деятельности, каковые включают:

а) страхование банковских рисков, в первую очередь кредитных; страхование банковских депозитов, в первую очередь физических лиц;

б) создание внутренних банковских резервов для покрытия убытков от кредитных рисков;

в) создание механизма необходимого резервирования банковских депозитов;

г) централизованное установление экономических нормативов по тем направлениям банковской деятельности, каковые связаны с громаднейшими рисками;

д) создание контроля и централизованного надсмотра над банковской деятельностью;

е) создание механизма централизованного рефинансирования коммерческих банков;

ж) узаконение разных механизмов централизации банковского капитала (создание консорциумов, картелей, трестов, концернов, холдингов).

Финансовая система взаимодействует с другими системными структурами, с которыми она создаёт как система более неспециализированное образование — экономическую совокупность в целом. Это в частности бюджетная совокупность, налоговая совокупность, валютная совокупность, торговая система и т. д. Сравнивая банковскую систему с другими, возможно отыскать в ней черты, каковые неспециализированные для всех, что подтверждает её системный темперамент, и своеобразные черты, подчёркивающие её банковскую специфичность.

Формирование финансовой системы Украины началось с выходом и провозглашением независимости из состава СССР в 1991г. До этого времени в Украине не было нужных предпосылок для существования независимой финансовой системы. Большая часть банковских учреждений, каковые действовали на территории в конце 80-х гг. не были независимыми банками, а были филиалами союзных банков.

Они входили в состав финансовой системы СССР и управлялись с союзного центра. Сама союзная финансовая система была далеко не рыночной, и исходя из этого по окончании провозглашения курса на перестройку с 1988г. началось активное её реформирование, среди них и в Украине. Но заданий создания оконченных банковских совокупностей в союзной республике не ставилось, не смотря на то, что и шла обращение о формировании центральных банков в каждой из республик.

Уже в 1990г. начался процесс составления проекта Закона Украины О банковской деятельности и банках. Но наверное имелось в виду реорганизовать сам союзный центробанк (Государственный банк СССР), что-то наподобие федеральной резервной совокупности США, а не создавать независимые банковские совокупности в каждой республике.

Начало формированию в Украине собственной финансовой системы рыночного типа был положен Законом О банковской деятельности и банках, принятым Главным Советом 20 марта 1991г. В базу перестройки финансовой системы Украины в этом законе были положены правила, общепринятые во всемирной практике:

двухуровневое построение;

чёткое функциональное размежевание между банками первого и второго уровней;

функционирование банков второго уровня на коммерческих базах и на договорных отношениях с клиентурой;

ликвидация монополии страны на банковское дело, возможность создания коммерческих банков различных форм собственности, либерализация банковской деятельности;

организация надсмотра и госконтроля за банковской деятельностью и передачи этого задания на центробанк;

независимость центробанка от национальных органов аккуратной власти;

формирование общесистемной инфраструктуры обеспечения банковской деятельности и т. д.

Двухуровневый темперамент финансовой системы Украины свидетельствует, что последняя складывается из НБУ (центральный эмиссионный банк) и совокупности коммерческих банков форм собственности и разных видов. На схеме представлена классификация банков по видам деятельности.

Источник: davaiknam.ru

Зачистка банковской системы Украины от украинских банков. Проколы НБУ. Виктор Суслов

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.