Added by on 2014-09-24

Что после девальвации рубля?

01.03.2014 МУСТАФА 2008 133 10

Один хороший итог случившейся девальвации рубля несомненен. Негативные результаты нынешнего экономразвития страны стало нереально скрывать. Речь заходит, в первую очередь, о фактической рецессии в гражданской обрабатывающей аграрном секторе и промышленности, об ухудшении денежного состояния фирм во многих отраслях русском экономики и бюджетном кризисе в большом числе регионов, весьма значительном сокращении валютных запасов и показателях общеэкономического спада.

Основная обстоятельство кроется в полном исчерпании модели экономразвития середины «нулевых». Она предполагала взаимосвязанный, как бы инерционный рост экспорта сырья, импорта потребительских товаров и зарубежных кредитов. В качестве же главных средств политики выступали стимулирование экономической активности при помощи инвестирования бюджетных капитала и средств, находящегося под национальным контролем, помощь инновационной деятельности и усиление евразийской экономической интеграции.

Из перечисленных трех компонент роста поизводства лишь динамика сырьевого экспорта остается довольно благоприятной при сохраняющихся высоких мировых стоимостях на источники энергии. Но эта тенденция сугубо временна. Понижение относительных стоимости одного бареля нефти и другие невоспроизводимые ресурсы станет неизбежным совсем не так долго осталось ждать (2015-2016 гг.) благодаря многих обстоятельств.

Стремительного прогресса в ресурсосбережении в классических отраслях, широкого распространения безотходных и малоотходных технологий и технологий применения воспроизводимых ресурсов, большого повышения доли экологически чистых источников энергии (в их числе, сланцевого газа) и трансформации потребительских экологических стандартов (в частности, ожидаемого роста спроса на обычные электромобили и гибридные автомобили). Тогда воспроизводство отжившей, негодной для 21 века отраслевой структуры русском экономики с экспортно-сырьевой доминантой неприемлемым.

Одновременно с этим сейчас рост импорта был малым. А в этом году, по всей видимости, случится большое снижение спроса на импортные товары по окончании их резкого удорожания.

В полной мере закономерно в условиях негативной мирохозяйственной обстановке ухудшилась и динамика зарубежных кредитов. В настоящий же момент на русском рынке очень сильно повысился риск их не возврата благодаря огромного корпоративного долга. Он угрожает системным денежным дефолтом на фоне длящегося улета корпоративного капитала (по большей части с госучастием!) в оффшорные и иные зарубежные гавани.

Недейственной к настоящему моменту стала проводимая политика стимулирования роста поизводства методом национальной помощи развития производственных отраслей. Необходимо подчеркнуть, что во время 1999-2007 гг. отдача от инвестиций, главная часть которых практически направлялась в восстанавливающий (исходя из наличных производственных мощностей) рост настоящих секторов, была в полной мере приемлемой.

Но в будущем, в то время, когда на первый замысел выдвинулся императив повышения выпуска в соответствии с настоящим спросом на конкурентных рынках, эффективность инвестиций, в особенности из бюджетных источников, быстро упала. Бюджетные инвестиционные программы (и федеральные, и региональные) в большом числе стали очень непродуктивными, будучи сопряженными с неимоверной коррупцией в строительных работах. Да и в целом бюджетная расточительность возвратилась к пределам достопамятной эры «развитого социализма».

Наровне с этим негативным следствием проводимой экономической и особенно инвестиционной политики стал сдвиг в структуре распределения экономических активов в пользу наибольших корпораций с госучастием либо корпораций с превалирующим капиталом олигархов, пользующихся господдержкой. Возможно с уверенностью сказать о полной рыночной власти наибольших корпораций (их порядка 70).

В широких предпринимательских кругах в далеком прошлом сложилось вывод о бесперспективности предстоящего развития на базе «сверх корпоративной» экономики. Она просто удушает свободный отечественный бизнес, попадающий в денежную кабальную зависимость от наибольших корпораций либо их дочерних компаний.

очевидно не удалась попытка ускорения развития инновационной создания и сферы полноценной национальной инновационной совокупности. По оценкам, лишь 2% патентов находятся в коммерческом обороте. А фиаско с инновационным мега-проектом Сколково просто не испытывает недостаток в комментариях.

Далекими от желаемых были и результаты проводимой политики в области евразийской экономической интеграции. По крайней мере, они позитивно не оказали влияние на общеэкономическую динамику.

Имеется ли выход из состояния экономического застоя?

Непременно, да. Для этого прежде всего нужна твёрдая стабилизационная политика, а также усиление контроля перемещения капитала и последовательное регулирование Центробанком валютного курса. Полная либерализация валютного рынка, за которую выступает всем видный сырьевой олигарх-политик, неприемлема. Прежде всего из-за отсутствия борьбы в банковской сфере при сильном огосударствлении корпоративного сектора – главного звена отечественной экономики.

Предстоящее понижение курса приведёт к усилению инфляции и, основное, удорожание кредита. Тогда неизбежен явный производственный спад, что в полной мере может перерасти в кризисный. Кроме этого нельзя не принимать в расчет сохраняющееся очевидно главное положение США на мировых денежных рынках, в то время, когда либерализация курса неконвертируемой национальной валюты (таковой, как рубль) возможно использована в гегемонистских заинтересованностях этой страны.

Основной задачей стабилизационной политики, по-видимому, будет кардинальное и стремительное понижение уровня инфляции до 3-4% годовых, а после этого и установление приемлемо низких невысокой ставки и ставок

кредитования рефинансирования ЦБ (она должна быть значительно ниже существующего уровня!). Тогда откроется путь для утверждения вправду действенного денежного рынка с полноценными университетами развития – локомотивами реструктуризации экономики, каковые бы пользовались льготными кредитами и поддержкой государства.

Стабилизационная политика должна быть дополнена самой активной политикой стимулирования качественного роста поизводства при окончательном отказе от практики практически экстенсивного развития за счет наращивания экспорта невоспроизводимых ресурсов.

Для преодоления сложившейся инновационной и структурной стагнации отечественной экономики представляется безальтернативной всесторонняя и максимально стремительная, учитывая давление внешних экономических и политических факторов, технологическая модернизация вкупе с нужными институциональными трансформациями. Данный процесс сейчас принято именовать новой индустриализацией (неоиндустриализацией). Он конкретно предполагает масштабные сдвиги в состоянии промышленных рынков и рынков производственных одолжений, а, следовательно, и глубокие структурные реформы.

В настоящей сложной экономической и денежной ситуации целесообразна концентрация упрочнений по важнейшим направлениям неоиндустриальных преобразований. Так, узловое значение, как подсказывает и интернациональный опыт, для успеха неоиндустриализации получает стремительное становление полноценных региональных высокотехнологичных кластеров, включающих в себя взаимосвязанные сети инновационных компаний, сервисных услуг и предприятий промышленности. Так, в Китае благодаря целенаправленной национальной политике создано более 100 промышленно-сервисных кластеров, из них на высокотехнологичные приходится около 3,5% ВВП страны.

Не меньшую важность в практическом замысле для ускорения потребных преобразований имеет становление замечательного высокотехнологичного сектора, объединяющего конкурентоспособные фирмы оборонно-промышленного комплекса (направляться). При помощи трансферта армейских разработок в гражданские, как показывает опыт последовательности государств, смогут быть созданы новые высококвалифицированные рабочие места.

С целью большого распространения разработок двойного назначения требуется скорейшее освобождение от ведомственного навеса большинства инновационно-технологических центров, действующих в оборонном комплексе. Еще более серьёзной задачей делается скорейшее обеспечение нужных правовых и иных регламентаций, и адекватных разнообразных организационных структур для «усвоения» последних достижений науки и техники в самих гражданских отраслях.

Главным направлением экономической политики кроме этого остается привлечение действенных (как раз действенных!) прямых зарубежных инвестиций, нужных для адаптации последних достижений науки и техники и целых технологических совокупностей по последовательности отстающих направлений. В частности, вероятным делается заимствование технологического потенциала «зеленой» либо безотходной экономики, становление которой происходит весьма стремительными темпами в целом последовательности государств, а также не западных.

Непременно, существует и хороший сценарий развития рынка капитала в ходе будущей изменении национальной экономики России. Он предполагает выкуп страной у олигархических корпораций акций потенциально-конкурентоспособных фирм в настоящем секторе. Одновременно с этим правомерно отложить «ускорение» приватизационного процесса, по большей части сохранив большие корпорации с госучастием.

И дождаться утверждения по мере неоидустриализации конкурентоспособного малого бизнеса и отечественного среднего, а тем самым и формирования широкой страты возможно действенных собственников.

Само собой разумеется, осуществление неоиндустриального реформаторского курса предполагает управленческие трансформации. Определенно со стороны управления ЦБ потребуется проведение активной политики кредитования на базе, само собой разумеется, в далеком прошлом востребованных новых законодательных регламентаций. Помимо этого, для успешной реализации и тем более координации больших инвестиционных проектов, в особенности в области неоиндустриализации и становления зеленой экономики, запрещено будет обойтись без функционирования полноценного общенационального Банка развития на правилах современного проектного финансирования.

А на правительственном уровне полностью нужной делается по настоящему системная координация промышленной в широком смысле политики (включая военно-промышленную), инновационной и инвестиционной политик вкупе с денежной и кредитно-финансовой политиками. Требует самого интенсивного продолжения и административная реформа, о которой, думается, практически совсем забыли.

Наконец, нельзя обойти вниманием и следующий критически принципиальный момент. Для успешного исполнения стратегического курса качественного роста поизводства требуется достижение относительного общемирового геополитического равновесия, означающего преодоление заведомого военно-технологического превосходства США и его ближайших союзников над всеми остальными государствами.

В данной связи тяжело преуменьшить значимость создания и максимально стремительного развертывания нового стратегического оружия в Российской Федерации — гиперзвуковых ядерных баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, от которых не сможет обезопасисть американская ПРО. Учитывая нынешнее негативное денежное состояние страны, нужна сверх концентрация упрочнений на этом направлении. К сожалению, необходимо отметить, по многим показателям имеет место распыление ресурсов, направляемых на фронтальную модернизацию простых вооружений[1].

Об авторе: Мартынов Аркадий Владимирови ч,

Зам. директора Международного НИИ социального развития Общей конфедерации профсоюзов под руководством Организации Объединенных Наций РАН, врач экон. наук (ДК 007214 от 23 марта 2001г. № 13д/32), член и обозреватель редакционного совета информационно-аналитического агентства «IPC»

[1] Завлекает к себе внимание, судя хотя бы по реакции в Вашингтоне и на Уолл-Стрите, недавнее сообщение об успешном опробовании в Китае гиперзвуковой ракеты, талантливой прорывать американскую совокупность ПРО. Нужно иметь в виду, что дезактивация сверх дорогостоящей системы противоракетной обороны станет тяжелым денежным ударом для США. К сожалению, нет никакой достоверным сведеньям, касающейся практического создания подобного стратегического оружия в Российской Федерации.

Источник: newsland.com

ЦБ готовит девальвацию рубля в 2017 году

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.