Added by on 2014-10-24

Что такое факторинговая компания

Факторинг

В экономической литературе приводятся разные толкования сути факторинга. Наряду с этим самый распространенным есть его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции.

Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, которая связана с передачей клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные услуги и работы и права получения по ним.

Так, факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Термин «факторинг» (от англ. factor) — агент, посредник, маклер.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (либо факторинговый отдел банка);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • предприятие (компания) — клиент товара.

преимущества и Функции факторинга

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сходу пара функций:

  • во-первых, финансирование оборотного капитала;
  • во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
  • в-третьих, в случае если это предусмотрено соглашением, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, так, в качестве страховщика денежных рисков.

Таковой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для средних и малых фирм, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.

Помимо этого, факторинг владеет целым рядом преимуществ перед вторыми денежными инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в классическом понимании, исходя из этого дешёв широкому кругу средних и малых компаний, а также лишь начинающих собственную деятельность.

Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое применение средств, тогда как в большинстве случаев, в то время, когда компания завлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Исходя из этого в конечном итоге заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая обстановка неосуществима. В-третьих, он разрешает экономить на налоге на прибыль.

В соответствии с современным налоговым законодательством данный налог обязан уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Но в случае если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим клиентам, то средства за отгруженную продукцию поступают позднее. Так, на практике появляется обстановка, в то время, когда обязательства по уплате налога на прибыль появляются раньше, чем поступают средства от реализации.

Факторинг разрешает избежать таковой ситуации.

Этапы факторинга

Главная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских квитанций собственных клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Факторинговое обслуживание клиентов есть многоэтапным процессом, любая стадия которого имеет собственный назначение. В данном ходе целесообразно выделить три этапа:

  • 1-й этап — предварительная работа;
  • 2-й этап — работа по оформлению документов;
  • 3-й этап — мониторинг факторинговой сделки.

На начальной стадии производится тщательный отбор дебиторской задолженности клиента для принятия ответа о возможности его факторингового обслуживания. Но принятию ответа предшествует громадная предварительная работа, которая включает следующие процедуры:

  • собеседование с клиентом;
  • сбор информации о клиенте и ее анализ;
  • анализ степени риска.

На протяжении предварительного собеседования отбираются потенциальные заказчики для факторингового обслуживания. Предварительный отбор осуществляется на базе обшей информации о деятельности клиента, в частности: сфера деятельности, порядок осуществления платежей (возможность задатков , платежей по мере реализации товара). Со своей стороны, потенциальные заказчики на этапе предварительною собеседования знакомятся с требованиями факторингового отдела банка, условиями и порядком факторингового обслуживания.

Потенциальный клиент воображает все документы для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности. Наряду с этим сотрудники отдела факторинговых операций осуществляют контроль соблюдение следующих требований: пакет документов должен быть полным, все документы оформлены надлежащим образом, т.е. в соответствии с требованиями законодательства РФ и банка.

По окончании собеседования производится анализ денежного состояния клиентов, качества и дебиторов исполнения ими обязательств приятель перед втором. Информационной базой для анализа помогает анкета клиента, содержащая в себе разнообразные пункты, среди них и их причины и наличие рекламаций. Составной частью анкеты должен быть раздел, информация которого характеризует дебиторов клиента.

Необходимыми участниками процесса изучения информации о его дебиторах и клиенте, кроме сотрудников отдела факторинговых операций, являются сотрудники юридической службы и службы безопасности, задача которых содержится в проверке достоверности предоставленной информации и юридической чистоты их договорных взаимоотношений.

На последней стадии анализируется степень риска по факторинговым операциям и принимаются решения по итогам предварительной работы банка. Главным риском, характерным для факторинга, есть риск неплатежа со стороны дебиторов. Исходя из этого особенное внимание должно быть уделено способности должников вовремя и полностью погашать собственные обязательства, появляющиеся из соглашений поставки.

Главное прояапе- ние данного риска — просрочка платежа. В этом случае банк обязан узнать ее обстоятельства.

Ответ о факторинговом обслуживании принимается по итогам анализа и тщательного изучения всех представленных документов и другой взятой информации.

Второй этап — работа по оформлению документов — яапястся результатом принятия хорошего ответа о факторинговом обслуживании. Основополагающим документом, в рамках которого проводятся факторинговые операции с конкретным клиентом, помогает соглашение факторинга. Учет в нем всех юридических качеств в определенной степени содействует действенному проведению факторинговых операций с юридической точки зрения.

Опыт говорит, что целесообразно заключать соглашение факторингового обслуживания клиента, в соответствии с которым банк берет на себя обязательства обслуживать конкретную либо всю его задолженность. В данном контракте отражаются моменты, являющиеся неспециализированными для всех сделок, в частности: предмет контракта, условия и передачи осуществления и порядок финансирования прав финансовых требований, права и обязанности сторон, ответственность сторон, форс-мажорные события, цена факторинговой услуги и порядок расчетов, иные действия условия и срок договора. Также, все показатели, определяющие предмет уступки, в частности: наименование должника, документы, подтверждающие реальность финансовых требований, сумма требования, срок оплаты по требованию — указываются в особых дополнениях к соглашению факторингового обслуживания.

Третий этап — мониторинг факторинговой сделки — является совокупностью действий, направленных на контроль за исполнением должниками

и клиентами собственных обязательств перед банком. Это ответственный этап организации факторинговых операций, что обязан обязательно сопровождать целый процесс факторингового обслуживания клиента. Мониторинг факторинговых операций включает:

  • постоянную оценку соответствия активов, размещенных в рамках контрактов факторинга, условиям и требованиям банка, обрисованным во внутреннем положении о факторинговых операциях, и действующим стандартам, созданным органами, регулирующими факторинговую деятельность банков;
  • оценку текущего денежного положения клиентов, и платёжной дисциплины и финансового положения должников;
  • контроль над сделками, клиентами либо должниками которых являются проблемные отрасли экономики.

Виды факторинга

Во всемирной практике существуют следующие виды факторинговых операций:

  • факторинг с финансированием и без финансирования;
  • открытый и закрытый (тайный) факторинг;
  • без права регресса и с правом регресса;
  • внутренний и интернациональный и т.д.

При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от клиентов. В большинстве случаев клиенты приобретают от фактора 80-90% цены отгруженной продукции. Так, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10-20% цены отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от клиента по качеству продукции, цене и в будущем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение таковой услуги отвечает потребностям предприятия, поскольку разрешает ему перевоплотить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на данной базе ускорить перемещение капитала, сократить неплатежи.

За собственные услуги фактор-посредник приобретает: комиссионные (за инкассацию квитанций), в большинстве случаев это 0,75-3% стоимости сделки; процент по факторинговому кредиту, что взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от клиента. Во всемирной практике данный процент в большинстве случаев на 1-2 пункта выше учетной ставки.

Под факторингом без финансирования знают инкассирование фактором-посредником дебиторских квитанций клиента. В этом случае клиент факторинговой компании либо банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета собственному клиенту через фактора-посредника, задача которого пребывает в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и клиентом в хозяйственном соглашении.

Открытый факторинг — это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора- посредника. Оповещение осуществляется методом записи на счете- фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом. либо тайном, факторинге клиент по большому счету не уведомляется о передаче поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний по окончании получения платежа обязан перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса свидетельствует, что фактор-посредник при неоплате клиентом квитанций в течение определенного срока (в большинстве случаев от 36 до 90 дней) обязан оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по реализованной им фактору дебиторской задолженности.

В соглашении между фактором посредником и-клиентом может предусматриваться и право регресса. т.е. право возврата причиной клиенту неоплаченных клиентом квитанций с требованием погашения кредита. На практике факторинге правом регресса используется очень редко. Факторинговые компании, в большинстве случаев, целый риск неплатежа клиента берут на себя.

Различают факторинг внутренний, в то время, когда поставщик, его банк и клиент, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (интернациональным) факторинге поставщик, его банк и клиент, осуществляющий факторинговые операции, находятся в различных государствах. В большинстве случаев, экспортер заключает с причиной контракт глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех либо определенного круга клиентов (к примеру, всех клиентов в определенной стране).

Современные западные факторинговые компании не только кредитуют собственных клиентов, но и оказывают им различные услуги:

  • ведут бухучёт дебиторской задолженности;
  • реализовывают консультации по вопросам рынков сбыта, стоимостей реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных контрактов;
  • реализовывают юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и второе обслуживание.

В этих условиях факторинг делается универсальной совокупностью денежного обслуживания клиентов, и его именуют конвенционным. При таковой форме факторинга клиент может значительно сократить собственный штат служащих, что содействует понижению издержек по сбыту и производству продукции. Но в один момент появляется риск практически полной зависимости клиента от факторинговой компании, потому, что такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах собственных клиентов, подчинению их собственному контролю и влиянию.

В большинстве случаев, на факторинговое обслуживание не принимаются организации и предприятия:

  • с солидным числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается маленькой суммой;
  • занимающиеся спекулятивным бизнесом;
  • создающие нестандартную либо узкоспециализированную продукцию;
  • трудящиеся подрядчиками (строительные и другие компании);
  • реализующие в розницу широкий комплект «мелочной» продукции;
  • практикующие бартерные сделки.

Факторинг в Российской Федерации

В Российской Федерации факторинг начинается неспешно. В случае если в государствах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (а в Англии и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5-2% ВВП, то в Российской Федерации — менее 0,1%. Примерно 67% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на государства Азии, 1% — на Африку.

Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а количество переуступленной им дебиторской задолженности на сегодня достигает 1 трлн евро.

Сейчас в Российской Федерации наметилось большое расширение как спроса на факторинговые услуги со стороны клиентов, так и предложения на них со стороны банковской сферы. Потребность в факторинге испытывают фактически все компании, неизменно трудящиеся на условиях отсрочки платежа. К примеру, к таким компаниям возможно отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтехимической и автопрома.

По оценкам специалистов, потребности данных секторов в факторинге, исходя из количеств производства перечисленных отраслей, составляют пара десятков млд дол каждый год. При создании соответствующих условий для развития факторинга скорость увеличения

Факторинг — это ….

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.