Added by on 2015-04-07

Что такое ренессанс? значение и толкование слова renessans, определение термина

Ренессанс

Ренессанс (итал. Rinascimento. франц. Renaissans = Восстановление) -общепринятое наименование эры, следовавшей в истории западноевропейскогоискусства за готической и длившейся со средины XV до начала XVIстол.

Основное, чем характеризуется эта эра — возвращение в архитектурек формам и принципам древнего, в основном римского мастерства, а вживописи и ваянии, помимо этого — сближением живописцев с природой, ближайшим вникновением их взаконы анатомии, возможности, действия света и других естественныхявлений. Перемещение в этом направлении появилось в первую очередь в Италии, гдепервые его показатели были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельностисемейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилосьтолько с 20-х годов XV в. Во Франции, Германии и др. государствах этодвижение началось существенно позднее; не обращая внимания на это, его свойства и ходразвития, в особенности в том, что касается до архитектуры, были везде почтиодинаковы.

По большому счету эру Р. возможно поделить на три периода. Первый изних, период так наз. Раннего Восстановления, обнимает собой в Италиивремя с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет мастерство еще невполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешиватьк ним элементы, заимствованные из хорошей древности, и стараетсяпримирить между собою те и другие.

Только потом, и толькомало-помалу, под влиянием все посильнее и посильнее изменяющихся условийжизни и культуры, живописцы совсем бросают средневековые базы исмело пользуются примерами древнего мастерства как в общей концепциисвоих произведений, так и в их подробностях. Церковное зодчество остается ещеверным типу базилик с плоским потолком либо с крестовыми сводами, но вобработке частностей, в расстановке столбов и колонн, в их отделке, враспределении архитравов и арок, в обработке порталов и окон, подражаетгрекоримским монументам, причем пытается — по крайней мере в Италии — кобразованию широких, свободных пространств в строений.

Особенноизлюбленным делается коринфский орден, капители которого подвергаютсяразнообразным метаморфозам, подчас очень остроумным и прекрасным. Ещеболее, чем в храмоздательство, новизна попадает в гражданскуюархитектуру, произведения которой, в основном дворцы владетельныхособ, знатных людей и городских властей, не смотря на то, что и удерживают в себе нечтосредневековое, но изменяют собственный прошлый крепостной, безрадостный характеры наболее приветливый и нарядный, становятся столь же не похожими на прежниезамки, как новая, более надёжная судьба не похожа на тревожноесуществование предшествовавшего времени.

Ключевую роль в этих постройкахиграют просторные, прекрасные внутренние дворы, обнесенные в нижнем и вверхнем этажах крытыми галереями на арках, каковые поддерживаются либоколоннами, или пилястрами древней формы и с древними капителями.Везде в строениях видно рвение их соорудителей соблюстисимметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется вгоризонтальном направлении при помощи красивых карнизов и увенчиваетсявверху особенно шикарным главным карнизом, образующим сильный выступпод крышею. Превосходнейшие из итальянских архитектурных памятниковраннего Р. мы находим во Флоренции; это — купол тамошнего собора ипалаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенныйМикелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди(Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л.

Б. Альберта) и нек. др.; крометого, любопытны относящиеся к разглядываемому периоду небольшой и большойвенецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр.Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер Спинелли,Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда какискусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классическойдревности, в других государствах оно продолжительно держалось традиций готическогостиля.

К северу от Альп, а также в Испании, Восстановление наступает тольков финише XV ст. и его ранний период продолжается, примерно, до половиныследующего столетия, не создавая, но, ничего особеннозамечательного. Второй период Восстановления — время самого пышногоразвития его стиля — принято именовать Высоким Р. (Hochrenaissance); онпростирается в Италии примерно от 1500 по 1580 г. В это времяцентр тяжести итальянского мастерства, которое возделывалось дотоле,в основном, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря вступлениюна папский престол Юлия II, человека честолюбивого; храброго ипредприимчивого, привлекшего к собственному двору лучших артистов Италии,занимавшего их бессчётными и серьёзными работами и дававшего собоюдругим пример любви к художествам.

Наряду с этим папе и его ближайшихпреемниках, Рим делается как бы новыми Афинами времен Перикла: в немсозидается множество монументальных строений, исполняются великолепныескульптурные произведения, пишутся картины и фрески, до сих порсчитающиеся перлами живописи: наряду с этим все три отрасли мастерства стройноидут рука в руку, помогая одно второму и взаимно действуя друг на друга.Древнее изучается сейчас более основательно, воспроизводится с большейстрогостью и последовательностью; достоинство и спокойствие водворяютсявместо игривой красоты, которая составляла рвение предшествовавшегопериода; припоминания средневекового совсем исчезают, и вполнеклассический отпечаток ложится на все создания мастерства. Но подражаниедревним не заглушает в живописцах их самостоятельности, и они, с большойнаходчивостью и живостью фантазии, вольно перерабатывают и используют кделу то, что вычисляют уместным заимствовать для него из греко-римскогоискусства. Лучшие монументы, покинутые нам итальянской архитектуройэтой блестящей поры — опять-таки дворцы и по большому счету строения светскогохарактера, большая часть которых пленяет нас гармоничностью и величиемсвоих пропорций, изяществом расчленении, благородством подробностей, отделкойи орнаментацией карнизов, окон, дверей и пр. и дворами с легкими,в основном двухъярусными галереями на столбах и колоннах.Церковное зодчество, со своей стороны,

пытается к колоссальности ивнушительной величественности; отказавшись от средневекового крестовогосвода, оно практически всегда пользуется римским коробовым сводом и любиткупола, подпираемые четырьмя массивными столбами. Главным двигателемархитектуры Большого Р. был Донато Браманте, прославившийся сооружениемколоссального палаццо делла Канчеллериа, менее большого. нопревосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце иТемпьетто при црк.

Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, и составлениемплана для нового Петровского собора, что и был начат постройкой подего управлением. Из последователей этого живописца, самый выдаютсяБальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла ипалаццо Массими, в Риме, великий Рафаэль Санти, выстроивший дворецПандольфини, во Флоренции, Антонио да Сангалло, соорудитель палаццоФарнезе, в Риме. и Джулио Романо, выказавший себя гениальным зодчим ввилле Мадама в Риме, и в палаццо дель Те, в Мантуе.

Не считая римскойархитектурной школы, в разглядываемый период блистательно развиласьвенецианская, главным представителем которой явился Якопо Татти,прозванный Сансовино, покинувший нам доказательства собственного таланта всооруженных им библиотеке св. Марка и в шикарном палаццо Корнер.Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего на долгое время печатьсвоего гения на все три образные искусства, обозначает в историизодчества наступление самого полного расцвета стиля Р. Несравненныепамятники его творчества в области архитектуры — усыпальница семействаМедичи при црк.

Сан-Лоренцо. во Флоренции, произведенная по его проектузастройка в Риме Капитолийского бугра, с его строениями, верхней площадьюи ведущей на нее лестницей, и такое чудо в собственном роде, как огромный поразмерам и до крайности храбрый по конструкции купол Петровского. собора.С 1550 г. в итальянском зодчестве заметна перемена, и как раз болеехолодное, рассудочное отношение живописцев к их задачам, рвение ещеболее совершенно верно воспроизводить древние формы, систематическому применениюкоторых посвящаются сейчас целые трактаты; не обращая внимания на это, возводимыесооружения отличаются высоким изяществом и ничем ненарушеннымблагородством. Главные представители этого направления, характеризующеговторую пору Большого Р. сущность Дж.

Бароцци, прозванный Виньолою (црк.иезуитов, в Риме, и замок Капрарола, в Витербо), художник и биографхудожников Дж. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Ант. Палладио(пара дворцов, олимпийский театр и базилик в Виченце), генуэзецГалеаццо Алесси (црк. Мадонны да Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, вГенуе) и кое-какие др.

За пределами Италии, цветущая пора Р. наступилаполувеком позднее, чем в этом государстве, и продолжалась до половины XVII стол.Стиль, выработанный итальянцами, пробрался везде и пользовался вездепочетом, но наряду с этим, приноравливаясь ко условиям и вкусам судьбы другихнациональностей, потерял собственную чистоту и до некоей степени легкость игармоничность; однако он выразился во многих прекрасныхсооружениях, каковы напр. во Франции западный фасад Луврского дворца вПариже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло. замок Ане иТюльери (Филибер Делорм). Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании -Эскорьяльский дворец (Х.

Де Толедо и X. Де Эррера), в Германии -Отто-Генриховская часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша,сени Кельнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др. Третий периодискусства Восстановления, так назыв. период позднего Р., отличаетсякаким-то страстным, неспокойным рвением живописцев совсемпроизвольно, без разумной последовательности, разрабатывать икомбинировать древние мотивы, получать мнимой живописности утрировкойи вычурностью форм.

Показатели этого рвения, породившего стильбарокко, а после этого, в XVIII стол. Стиль рококо, выказывались еще впредшествовавшем периоде в значительной мере по невольной виневеликого Микеланджело, своим очень способным, но через чур субъективнымтворчеством давшего страшный пример очень свободного отношения кпринципам и формам древнего мастерства; но сейчас направление этоделается общим. ритмичная правильность и Ровные фасады их разделкиперестают удовлетворять архитекторов; не ограничиваясь устройствомвыступов, балконов, порталов, боковых флигелей и других уместных сконструктивной либо декоративной точки зрения частностей в строениях, оникапризно усложняют подробности, скучивают колонны, полуколонны и пилястры безцели либо кроме того наперекор ей, изгибают, разламывают и прерывают архитектурныйлинии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличеннуюорнаментацию.

Главным представителем для того чтобы искаженного стиля,покинувшего, но, много очень любопытных, шикарных монументов посебе во всей Европе, был итальянец Д. Бернини, трудившийся кроме этого и почасти скульптуры, в которую введены им подобная же утрированность,подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сеньнад его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурнаягруппа Похищение Прозерпины в вилле Лудовизи, большая статуя имп.Константина верхом на коне, в притворе Петровского собора, надгробныепамятники пап Урбана VII и Александра VII, в том месте же, и многие др. работы вРиме). Еще более изысканным есть в собственных произведениях соперникэтого живописца, Фр.

Борромини (сев. фасад црк. СантаСапиенца, црк. св.Агнесы на Навонской площади, часть коллегия Пропаганды, отделкавозобновленной внутренности Латеранской базилики и др. римскиепостройки). Стиль барокко господствовал в Италии примерно до 1715г. в других государствах — до 1720 либо 1740 г. — Ср. J. Burckhardt, DieKunst der Renaissance in Italien (3 изд. 1877); его же, Geschichteder R. in Italien (1867); W. Lubke, Geschichte der R. in Frankreich(1868); его же, Geschichte der R. in Deutschland (2 изд. 1881);Voigt, Die Wiederbelebung des klassischen Altertums (3 изд.

1893) ипр. Л. С — в.

Вероятно Вам будет весьма интересно определить лексическое, прямое либо переносное значение этих слов:

Ячмень — Ячмень на глазу. Я. именуется острое гнойное.

Яшма — Яшма заглавием этим в минералогии обозначают плотные.

Источник: www.onlinedics.ru

Ренесанс.wmv

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.