Added by on 2014-12-31

Денежные реформы

по дисциплине История экономики

на тему: Финансовые реформы 1895 – 1897гг. 1922 – 1924гг. и их значение для экономического развития России и СССР

Ведение 3

1.Финансовая реформа С.Ю. какое количество (1895—1897 годов) 4

1.1. предпосылки и Причины финансовой реформы С.Ю. Витте. 5

1.2. Итоги финансовой реформы 1895-1897 гг. 8

2.1. Результаты финансовой реформы 1922-1924 годов 14

Перечень литературы 15

Финансовые реформы — осуществляемые страной преобразования в сфере финансового обращения, имеющие целью упорядочение финансового обращения и упрочнение всей финансовой совокупности. Осуществляются разными способами в зависимости от метода производства, политической совокупности, положения отдельных классов, состояния экономики страны и т.д.

Финансовые реформы, смогут сопровождаться изъятием из обращения всех либо части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными либо железными), трансформацией золотого содержания денег либо их валютного курса, перестройкой финансовой совокупности и т.п. Финансовые реформы устанавливают переход от одной финансовой совокупности к второй.

Для упорядочения финансового обращения употребляются разные способы:

дефляция — уменьшение финансовой массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег;

нуллификация — ликвидация ветхих финансовых знаков и выпуск в меньшем количестве новых бумажных финансовых знаков;

деноминация — изменение нарицательной цене финансовых знаков с обменом по определённому соотношению ветхих финансовых знаков на новые, более большие финансовые единицы, в один момент в таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, зарплата и т.д.;

девальвация — уменьшение железного содержания финансовой единицы либо понижение курса бумажных знаков по отношению к металлу либо к зарубежной валюте;

ревальвация — увеличение железного содержания финансовой единицы либо курса бумажных знаков по отношению к зарубежной валюте.

Частичные финансовые реформы, проводимые способами девальвации и деноминации, не всегда именуются финансовые реформы.

При капитализме финансовые реформы осуществляются в основном в интересах господствующих эксплуататорских классов. Они в большинстве случаев сопровождаются ростом налогов, сокращением социальных затрат страны и т.п.

Капиталистические страны путём финансовых реформ и посредством разных национально — монополистических мероприятий пробуют уменьшить остроту проявлений неспециализированного кризиса капитализма в финансовой совокупности, добиться упорядочения её некоторых элементов (валютного курса, количества финансовой массы и т.д.). Особенно довольно часто финансовые реформы проводятся в условиях неспециализированного кризиса капитализма. Провал золотомонетного обращения, повсеместное распространение бумажных денег, практически хроническое их обесценение наровне с усилением неустойчивости капитализма, ухудшением его противоречий, ростом агрессивности империалистических государств приводят к тому, что финансовые реформы не смогут обеспечить долгой стабильности.

Среди реформ С.Ю. Витте, конечно, громаднейший интерес приводит к опыту стабилизации рубля. Само собой разумеется, экономика и современный мир как следует отличаются от образцов финиша прошлого века. Но большое количество поучительного в проведении финансовой реформы 1895-1897 гг. возможно отыскать и сейчас.

Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор удобной обстановке для ее проведения, и привлечение к ее обоснованию и разработке ведущих ученых и практиков России.

В XIX в. особенно в последней его четверти, большая часть государств перешло к золотовалютной совокупности в связи с большим ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия практически перешла к золотой валюте в конце XVIII в. а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816 г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских государствах, в государствах латинского монетного альянса (Франции, Италии, Швейцарии и Бельгии), а также в Греции и США, а в 90-х годах — в Австро-Венгерской империи, Японии и Аргентине.

Так, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Исходя из этого нужно выделить, что и крушение русском финансовой совокупности во время Первой Мировой было не провалом модели Витте, а составной частью развала всемирный совокупности золотого монометаллизма.

1.1. предпосылки и Причины финансовой реформы С.Ю. Витте.

Финансовая реформа в Российской Федерации подготавливалась достаточно продолжительно и заняла в целом приблизительно 15-17 лет. Большой вклад в ее проведение внесли три предшествующих главы МинФина — М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело.

Причем функционировать новому главе МинФина было нужно в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; длился бурный процесс ЖД строительства; последовательность хороших сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое хорошее сальдо. Большое значение купил и тот факт, что золотой запас страны к началу финансовой реформы увеличился до 645,7 млн. руб. (при И. Вышнеградском — на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества, его основная цель была в том, чтобы укрепить финансовую совокупность России — несущую конструкцию скоро формирующегося единого национального рынка.

Началу финансовой реформы предшествовал последовательность актов, призванных снизить количество спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам не разрещалось кроме того косвенно помогать игре на курсе. Лица, виновные напоследок аналогичных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки.

Была введена статистическая (1 коп на 100 руб.) пошлина на вывоз и ввоз кредитных билетов. За тайный ввоз либо вывоз, другими словами без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшейся ключевую роль в спекуляции с русскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу.

При расчетах же их было нужно погашать по более высокому курсу, что было очень выгодно России.

К числу подготовительных мер возможно отнести и заключение таможенного соглашения с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте совершил через Госсовет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными только для тех государств, каковые придерживались режима громаднейшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия для того чтобы режима не придерживалась, и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке.

Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый соглашение. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался очень глубокоуважаемый им рейхсканцлер Германии князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со собственными предложениями по реформе финансовой совокупности. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Госсоветом. Распоряжение Государственного совета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона.

Но по многим причинам (неведение населения о замыслах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом — 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли очень слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом финансовой реформы в денежный комитет, а в апреле — в Госсовет. Новая финансовая совокупность, выстроенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой главную законное средство и монету России платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были необходимы к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Национальные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп кредитных за 1 руб. золотом, либо 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему соотношению и курсу рубля расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Госбанком лишь для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, более чем 1 млрд. руб. — всецело.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в железных рублях до этого закона, остались неизменными, другими словами подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Главные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали замечательный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции различных классов и социальных групп русского общества. В случае если в Комитете финансов главные положения проекта были одобрены, то в Национальном совете они встретили практически единодушное неприятие.

В таковой ситуации Витте решил обойти Государственный совет и обратился конкретно к царю. Его Величество выполнил мое ходатайство, — писал он в воспоминаниях, — и собрал 2 января 1897 г. денежный комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом совещании и была, в сущности, решена участь денежной реформы, другими словами, решено было ввести в России железное обращение, основанное на золоте.

Первый закон О чеканке и выпуске в обращение золотых монет был подписан Николаем II через день после заседания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты — империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые — полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об базах эмиссии кредитных билетов.

Если сравнивать с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об базах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль запасных денег, что явилось и определенной уступкой приверженцам биметаллизма.

1.2. Итоги финансовой реформы 1895-1897 гг.

Финансовая реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих мемуарах С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. Одной из самых наибольших реформ, — писал он, — которую мне было нужно сделать, быладенежная реформа, совсем упрочившая кредит России и поставившая Россию в денежном отношении наряду с другими великими европейскими державами.

В следствии подготовительных мер, финансовая реформа проводилась по практически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Исходя из этого она была осуществлена без замены финансовых знаков, без обязательств и пересчёта цен.

Происходивший наряду с этим процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а долгим процессом, что разрешило Витте написать: Я совершил реформу так, что население России совсем и не увидело ее, как словно бы бы ничего, фактически, не изменилось. Подобный механизм осуществления финансовой реформы взял высокую оценку в Российской Федерации и за границей.

Ответственным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих государственных деятелей и учёных страны. Рабочая группа, созданная 6 октября 1895 г. для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою в соответствии с действующим законоположениям, русское правительство

обязано оплачивать национальные кредитные билеты, включала в основном людей науки. В ее состав входили бывший доктор наук Киевского университета Шевченко П. Цитович, доктор наук Петербургского университета И. Кауфман, врач права Н. Неклюдов, создатель трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект финансовой реформы было поручено защищать взявшим особое образование работникам Минфина А. Гурьеву и В. Касперову.

Принцип золотого монометаллизма в Вестнике финансов официально защищал доктор наук Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым (доктор наук В. профессор и Лебедев В. Лексис), так и банкирам, промышленности и представителям торговли.

Спорным есть вопрос о привлечении в страну зарубежного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Тут, думается, нужно различать два момента. С одной стороны, прямое действие финансовой реформы на подъем русском экономики и с другой — большой прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (соперником которой всегда был Витте).

Кстати, как продемонстрировали изучения, все неудачи финансовых реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г. крымская кампания, война с Турцией.

Но при Витте Российская Федерация не смотря на то, что и увеличила собственный долг, но снизила цена заимствования. Задолженность страны возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), другими словами на 36%. Причем этому соответствовало повышение госимущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же госдолга настойчиво попросила в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб. другими словами возросла всего на 12%.

Средний процент по национальным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам национального казначейства был понижен до 3. Методом конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при повышении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала — более 18 млн. руб.

Успех финансовой реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной совокупности России. С.Ю.

Витте, исходя из баз собственных экономических воззрений, встал над примитивной и пошлой (прекрасно привычной и нам) трактовкой экономии бюджетных затрат как панацеи от всех бед. Сдержанность имеет собственные пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении затрат может оказать важными затруднениями обычному формированию гражданской и экономической судьбе страны. Бюрократической бережливости он противопоставлял экономическую политику, направленную на всемерное содействие развитию и экономическим успехам производительных сил страны. Такая политика может дать отличных показателей и в отношении денежного хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники национальных доходов.

Осуществление финансовой реформы в Российской Федерации в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее противниками и сторонниками, между теми, кто думал об ее росте и обновлении страны, и теми консервативными силами, каковые желали сохранить ситуацию . За финансовую реформу выступали торговли и представители промышленности. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и совокупность покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением денежного капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы банкиров и промышленников.

Против финансовой реформы выступало дворянство, и кулачество. Ее осуществление лишило дворянство недорогих денег, которыми оно привыкло расплачиваться со собственными рабочими, приобретая цену собственного хлеба за рубежом чистым европейским золотом. Этим и разъясняется, в конечном итоге, сопротивление реформе со стороны Госсовета.

Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов финансовой реформы 1895-1897 гг. возможно дать согласие с неспециализированной оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: Охранение золотого обращения связано с возложением большого бремени на страну, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления финансового обращения с лихвой покрывают эти затраты.

Громадную роль в хозяйственном подъеме страны на базе развертывания товарно-финансовых взаимоотношений сыграла финансовая реформа 1922-1924 гг. Проводилась она под управлением наркома финансов Г.Я. Сокольникова.

Но много лет в стране замалчивалась роль доктора наук Л. Н. Юровского в разработке концепции данной реформы, его вклад в теорию денежного оздоровления экономики. Научные взоры Л. Н. Юровского формировались еще в дореволюционный период под влиянием известнейших русских экономистов с мировым именем — М.И. Туган — Барановского, П.Б. Струве, А.А. Чупрова.

В работе Очерки по теории цены Юровский сосредоточил внимание на теории равновесия обмена. В теоретических дискуссиях 1920 гг. о дорогах построения социализма в стране он стремился объединить теорию с практикой.

Л.Н. Юровский четко осознавал опасность плановых мероприятий, идущих вразрез с требованиями рыночного равновесия. Предлагал различать два вида хозяйственных замыслов: 1) выступающих в форме регулирования рынком; 2) замыслов по исполнению разных хозяйственных заданий при нарушении равновесия.

Но основная в научном творчестве Л. Н. Юровского концепция хозяйственного равновесия в развитии аграрной и промышленных сфер в экономике не прижилась в советской экономической науке из-за ее несовместимости с практикой ускоренной сталинской индустриализации.

Поворот от армейского коммунизма к НЭПу означал восстановление устойчивого финансового обращения, но потому, что прибыльные статьи бюджета были очень недостаточны, эмиссия денег длилась, так что цены в 1920-1921 гг. выросли в 9,9 раза, а в 1921-1922 гг. — в 71,8 раза. К осени 1921 г. в частном обороте стали появляться иностранная валюта и золото, т.е. совзнаки (советские деньги) не были единственным средством обращения.

Воссозданная в 1921 г. деятельность Госбанка была направлена на подготовку финансовой реформы. Была создана концепция выпуска червонцев как жёсткой устойчивой банковской валюты при сохранении временно в обороте совзнаков — падающей в цене валюты. Это и стало первым этапом финансовой реформы.

Летом 1923 г. червонец был принят в качестве жёсткой валюты, устойчивой по отношению к золоту. Червонец весьма скоро начал вытеснять из оборота золото и зарубежную валюту. Разъяснялось это тем, что он был выпущен Государственным банком для первостепенного кредитования национальных промышленных и торговых организаций. Червонец начал выполнять функции средства учета, средства обращения, платежного средства, трудовых сбережений и средства накопления.

Носители частнособственнических взаимоотношений — торговцы и предприниматели — должны были погашать червонцами собственные долги по коммерческому и банковскому кредиту.

Большой платежный оборот в городах обслуживался червонцами, а совзнаки (бывшие до этого в обороте бумажные деньги) употреблялись как мелкокупюрные средства обращения. С декабря 1923 г. по февраль 1924 г. эмиссия совзнаков каждый месяц росла на 80-100%. В случае если в городах обширно обращался червонец, а в теневой экономике — инвалюта и золото, то в сельской местности — в основном совзнаки, что без шуток сказывалось не только на уровне судьбы крестьян, но и состоянии сельского хозяйства.

В этом заключалась одна из обстоятельств хозяйственного кризиса 1923 г. начавшегося с диспропорции цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Все это очень сильно сужало внутренний рынок, сдерживало развитие индустрии.

С совокупностью параллельного обращения устойчивой и падающей валют было покончено на втором этапе финансовой реформы в начале 1924 г. К этому времени были достигнуты определенные удачи в оздоровлении всей денежной совокупности. Сократились административно-управленческие затраты. В 1922-1923 гг. народное хозяйство было профинансировано на 335 млн червонных рублей из государственного бюджета и 541 млн рублей из ресурсов кредитной совокупности.

Они были использованы на пополнение оборотных фондов и ремонт предприятий, развитие торговой сети, подъем сельского хозяйства. Расширилась сеть кредитных учреждений, были созданы Промбанк и большие кооперативные банки, Всекобанк и Украинбанк, общество Электрокредит, сеть муниципальных коммунальных банков, финансированием внешней торговли занимался Роскомбанк и т. д. учитывая сеть кооперативных банков, эту совокупность возможно назвать сетью учреждений рыночной инфраструктуры.

В случае если на 1 января 1923 г. инвалютный запас и золотой Государственного банка составлял 15 миллионов рублей. то через год он увеличился на порядок — до 147,9 миллионов рублей. Громадную роль в накоплении этих запасов сыграли доходы внешней торговли. Но золотой запас Государственного банка СССР составлял в январе 1924 г. только 8,7% запаса России 1914 г. либо 13% от уровня 1897 г. незадолго до завершения широкомасштабной финансовой реформы во главе с С.Ю.

Витте.

Государство усилило нажим посредством налогового пресса на частные торговые компании. Деятельность более 100 товарных бирж с фондовыми отделами пребывала под полным контролем страны, т. е. никак нельзя преувеличивать их рыночную сущность. Страной проводилось маневрирование товарными весами и экономическое регулирование рыночных стоимостей.

В итоге ликвидации совзнаков случилось большое расширение емкости финансового обращения. Разменный голод был устранен в 1925 г. Червонец был сейчас равен 10 дореволюционным золотым рублям, либо 7,74 г чистого золота. На валютном рынке, как в стране, так и за границей, червонцы впредь до 1926 г. вольно обменивались на золото и главные зарубежные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 доллар — 1,94 рубля). На завершающем этапе реформы совзнаки старого типа обменивали на новые: один рубль национальных казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. руб. примера 1923 г.

2.1. Результаты финансовой реформы 1922-1924 годов

Устойчивая валюта стимулировала подъем производительности труда посредством механизма дифференцированной зарплаты. Уменьшился разрыв в стоимостях на промышленные и сельскохозяйственные товары, окрепла на селе потребкооперация. Главным хорошим значением финансовой реформы было восстановление единой финансовой совокупности страны, что помогало завершению восстановления народного хозяйства в условиях упрочнения экономических связей между деревней и городом.

Наступил период некоего оживления внешней торговли. Народное хозяйство взяло в форме червонца достаточно устойчивую валюту. Была устранена важная опасность внедрения в инвалюты и обращение золота.

В один момент с финансовой реформой была совершена реформа в системе налогооблажения, по которой с конца 1923 г. предприятия стали отчислять в казну 70% всех доходов. Это означало, что главным источником доходов бюджета стали прибыли фирм, а не налоги с населения. В 1923—1924 гг. бюджет был сбалансирован, 50% его доходов дали неналоговые поступления. Главная часть затрат направлялась на развитие и восстановление народного хозяйства и социально-культурные мероприятия.

Со все возрастающим превышением доходов над затратами сводился государственный бюджет и в последующие годы.

Но хорошее влияние на экономику финансовая реформа 1922-1924 гг. оказывала недолго. Стабилизация в денежной сфере была нарушена, как и давали предупреждение Л. Н. Юровский и другие экономисты, эмиссией денег в связи с партийно-правительственным курсом форсирования индустриализации социалистического типа. Предвестником свертывания в скором времени в стране рыночных взаимоотношений явилось сокращение на протяжении финансовой реформы роли частного капитала в розничном товарообороте.

Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник –4 изд. М. Дашков и ко, 2006 г.

Издание «Денежный менеджмент» №3 /2003 г.

Источник: www.studfiles.ru

Денежные реформы в России

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.