Added by on 2013-11-19

Минфин придумал, как резать бюджет

18.06.2015 12:53 706

Вместо секвестра бюджета Министерство финансов предлагает сократить индексацию социальных затрат и продолжить 10%-ное снижение финансирования госпрограмм на следующие три года. Тогда бюджет уложится в предельные значения затрат, заявил глава МинФина Антон Силуанов (см. стр. 08).

Сокращение затрат в 2016–2017 гг. ограничено 2,5% затрат бюджета, принятого в прошедшем сезоне. В соответствии с проектировкам Министерства финансов (см. таблицу) доходы в 2016–2017 гг. будут на 3,5 трлн руб. меньше, чем планировалось, а затраты – на 835 млрд. Уменьшать затраты больше чем на 2,5% в год не разрешает закон, показывает заместитель министра финансов Максим Орешкин, но за солидными суммами затрат прячется громадное сокращение, по причине того, что предстоит вписать в главные параметры обязательства, каковые растут, прежде всего – социальные.

Министерство финансов пробует решить две задачи: избежать резкого секвестра производительных затрат, неминуемого при понижении предельных затрат бюджета, и не ухудшить структуру затрат, практически 50% которых – социальная политика и оборона. В случае если оставлять прошлые правила индексации, эта часть превысит 70%, сетует Силуанов, и бюджет не впишется кроме того в прошлые параметры, установленные законом о бюджете. А трансферт Пенсионному фонду России (ПФР) в 2016–2018 гг. нужно будет увеличить на 4 трлн руб. а также на 1,1 трлн – в 2016 г.

Это связано с двумя обстоятельствами: меньшими, чем планировалось, доходами ПФР и совершённой в феврале 2015 г. индексацией пенсий на уровень фактической инфляции (11,9%) вместо плановой (7,5%), и все последующие индексации будут на базе данной, более высокой базы. Индексация же на плановую инфляцию (4–5%) высвобождает 2,5 трлн руб. в 2016–2018 гг.

Министерство финансов предлагает кроме этого продолжить 10%-ное сокращение госпрограмм на 2015–2018 гг. В случае если каждый год уменьшать затраты на 5% в настоящем выражении, как поручал президент, и сохранить правила индексации (на фактическую инфляцию), государственные программы нужно будет резать на 16, 20 и 30% в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно, подсчитывал ранее Министерство финансов, а также, к примеру, программу развития образования в 2016 г. – на 21,5%, здравоохранения – на 18%.

Силуанов уверен в том, что лучше ограничиться меньшим понижением: как направляться из бюджетных проектировок, затраты в 2016 г. в настоящем выражении уменьшатся на 3%, в 2017 г. – на 1%. «Основное – наращивать социальные выплаты в соответствии с отечественными возможностями», – уверен министр.

Кроме того в случае если предложения Министерства финансов одобрит правительство, проектировки бюджета предполагают большой недостаток в 2016 и 2017 гг. – 1,9 трлн руб. (2,4% ВВП) и 1,7 трлн (1,9% ВВП). В 2018 г. выйти на нулевой недостаток, как планировал Министерство финансов,

не удастся. Но в Минфине показывают, что в следующем году возможно сократить затраты 2017 г. еще на 2,5%, либо на 400 млрд руб. т. е. всего на 5%.

Финансировать недостаток Министерство финансов предлагает из резервного фонда – он исчерпается к концу 2017 г. незадолго до выборов президента. Пригодятся кроме этого и большие займы: в 2016 г. – 1,1 трлн руб. на внутреннем рынке и $7 млрд (420 млрд руб.) на внешнем либо в случае если на внешний рынок выйти не окажется, то 1,5 трлн руб. на внутреннем рынке. на данный момент целый внутренний государственный долг в бумагах (за вычетом госгарантий) – 5,6 трлн руб.

Занять такую сумму возможно – это вопрос ставок, уверена Наталия Орлова из Альфа-банка, но проиграет частный сектор: Министерство финансов вытеснит этих заемщиков с долгового рынка. 1,5 трлн руб. – амбициозный замысел, подмечает Денис Порывай из Райффайзенбанка, Министерству финансов придется поднять цену займов, машинально вырастут и доходности корпоративных бумаг. Имеется риск, что частный сектор не сможет рефинансировать долг, опасается Владимир Тихомиров из БКС.

Как говорит Силуанов, расходование резервов – стратегия ошибочная. А наращивание внутренних займов отвлечет ресурсы от личной экономики, и без того страдающей от дефицита заемных средств из-за санкций и подорожавшего внутреннего финансирования. Альтернатива – твёрдые социальные ответы либо полный отказ от финансирования отдельных направлений: хорошего выхода нет, признают в Минфине.

Вряд ли предложенный Министерством финансов сценарий устроит Кремль и правительство, сомневается Тихомиров: появляться без резервов, с растущим частным и долгом сектором без доступа к рефинансированию. На это Министерство финансов и рассчитывает, думает он: действует строго по закону и говорит о том, что ожидает бюджет, если не поменять законодательство, правила, не принимать политически неудобных ответов.

Это сценарий для бюджета при сохранении его структуры, отмечает директор Научно-исследовательского денежного университета Министерства финансов Владимир Назаров. Прежде всего необходимо отменить норму о предельном сокращении затрат, считает он, которая связывает руки при принятии бюджета на три года, но разрешает более значительно резать затраты в течение года, а это значительно болезненнее для экономики и противоречит логике бюджетного планирования.

Это техническое ответ, принципиальные должны последовать, говорит Тихомиров: более важная экономия на социальных расходах, на помощи регионам, на инвестиционных расходах – последнее будет более вредно для экономики, но политически нейтрально.

Возможно израсходовать резервы при низких стоимостях на нефть, но лишь в случае если по окончании электорального периода будут приняты принципиальные ответы по перебалансировке бюджета и увеличению пенсионного возраста, заключает Назаров.

Ольга КУВШИНОВА, Филипп СТЕРКИН, Маргарита ПАПЧЕНКОВА

Источник: www.banki.ru

Какие сюрпризы придумал Домбровскис

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

Comments are closed.